В июньские праздники удалось съездить на крупнейшую в России мультигонку Red Fox Adventure Race.
В прошлый раз я был на этом старте в 2022 году, и с удовольствием поехал снова. Однако в этот раз состав команды был совершенно новый - все были люди опытные, в том числе, с опытом участия в RFAR, но вместе собрались впервые, что оставляло широкий простор для “творчества” (то есть для ошибок планирования, переоценки возможностей, технических проблем, и прочих мелочей, которые так приятно разнообразят любой старт).
Начнем со стратегический планов на гонку. Прежде всего, за несколько недель до старта мы отказались от участия 48ч гонке и переключились на “короткий” формат 24 часа. Причин было несколько, из них стоит упомянуть не до конца восстановившуюся после перелома руку Леши и начинающуюся на следующий день после финиша командировку Марины. Мы с Васей тоже были не против.
И вообще, как сказал Леша: “все самое интересное будет и на короткой дистанции, а на длинной просто больше перегоны”. Так оно в итоге и оказалось (с некоторыми ньюансами), так что на гонку мы ехали в первую очередь для того, чтобы пройти максимум интересных этапов за отведенное время.
Гонка в этом году проходила в формате рогейна, с минимумом обязательных КП, свободным порядком взятия этапов и единственной транзитной зоной, где находились и байдарки, и велосипеды (и старт/финиш). Меня такой дизайн дистанции очень порадовал. Чехарду 2022 года, когда велы нужно было везти в одно место, байдарки в другое, а пакрафты в третье (а после гонки - все забирать), я вспоминал с содроганием. Кстати, пакрафтов в этом году не было вообще, что просто шикарно.
Следующее решение, которое надо было принять - в каком порядке брать этапы. В любом случае, байдарку мы планировали поставить в середине, т.к. Ладога, как известно, ночью гораздо спокойнее, чем днем. Изначально я хотел начать с велосипеда, как с самого выгодного по очкам этапа, чтобы пройти его со свежими силами, однако в процессе обсуждения мы решили начать с пешеходного этапа, как с самого короткого. На пешке мы планировали взять только обязательный КП и коастеринг (как самую красивую часть) - около 4 часов, на воде ограничиться примерно половиной КП, зайдя попутно на несколько веревочных этапов и фотоориентирование - 8 часов, а уже в конце гонки пересесть на вел и брать на нем все, что успеем за 12 часов.
Специфика велоэтапа состояла в том, что первый обязательный КП находился в самом дальнем конце карты, и ехать до него предстояло в основном по асфальтовому шоссе. Мы подумали, что раз такое дело, то и все остальные КП на этапе мы будем брать преимущественно с асфальта. Это позволит нам за ограниченное время побывать в разных концах карты и взять самые интересные пункты.
Закончив основной этап планирования за пару часов, мы приступили к подгонке и упаковке снаряжения, настройке велосипедов и тренировкам на веревках (т.к. Вася и Леша до этого опыта веревочных этапов не имели). На следующий день, в 12 часов предстоял старт нашей категории.
Как я говорил, первым этапом мы планировали треккинг, однако со старта сразу поехали на велосипедах. Почему? Потому что на брифинге накануне выяснилось, что по пешему этапу не возбраняется перемещаться в седле (там, где это возможно). Странно, конечно, но грех было не воспользоваться такой возможностью и не проехать дорожную часть этапа на велах.
Быстро докатив до нужного поворота дороги, мы припарковались в приметных кустах и азимутом пошли на первый обязательный КП 42 пешего этапа.
Азимут получился достаточно длинный и сложный: много болот, сопок, и мало четких ориентиров, и тем не менее, мы достаточно хорошо вышли на КП.
Дальше все было просто - идешь вдоль берега Ладоги, берешь еще несколько КП, а потом выходишь на этап коастеринга.
Коастеринг у дизайнеров гонки получился классный. Очень красивые скалистые берега, глубокие заливы, которые приходилось обегать, и высокие утесы, на которые приходилось лазить.
Именно здесь, в самых живописных местах, участников поджидало больше всего фотографов.
Кроме обязательных КП на 2-3 балла, на коастеринге можно было найти подсказку для поиска “секретного” КП на 10 баллов. Мы чуть было не приняли за подсказку какой-то случайный фрагмент старой карты, закрепленный на первом же КП коастеринга, но потом засомневались, и решили отложить решение на конец этапа. И не прогадали - настоящий указатель на КП 107 оказался в самом конце берегового участка.
Закончив с коастерингом, мы решили не тратить силы на КП 44 и 92, находившиеся несколько в стороне, а вернулись к велосипедам и отправились обратно, в базовый лагерь.
Там мы не спеша запарковали велосипеды, покушали гречки и отправились на водный этап. На все про все (пешеходный этап + транзитка, мы потратили 4.5 часа).
Изначально мы планировали выйти на воду попозже вечером, т.к. на Ладоге, как многим известно, волнение по ночам стихает, и грести становится значительно проще. Однако, из-за короткого пешего этапа, совсем избежать волны нам не удалось. Все первые КП 51 - 53 - 88, мы брали при небольшой волне. Впрочем, наши пластиковые озерные байдарки отлично держались на курсе и были остойчивы даже при боковом волнении.
На КП 88 пришло время опробовать на практике наши навыки работы с веревками. Каждой команде нужно было самим навесить перила на 10-метровой скале, по очереди, спуститься, отметиться и подняться обратно. Пусть не очень быстро, но с этой задачей мы справились.
Рядом находился и КП 54 - промежуточная транзитная зона, где надо было оставить байдарки и пешком пробежать этап фотоориентирования в карьере.
Побегав по карьеру около часа, мы собрали все КП и снова вышли на воду. К этому времени Ладога уже почти успокоилась, волнение стихло и грести было одно удовольствие. Проходящий мимо катер с фотографом ненадолго задержался, чтобы снять Васю и Лешу (нас с Мариной снимать почему-то не стали).
По спокойной воде мы без проблем взяли КП 66 и 67 и прошли длинный азимут к КП 43.
Рядом, в глубоком заливе находился КП 108 с достаточно сложным веревочным этапом: траверс под нависающей скалой и около 30 м вертикальных перил с двумя перестежками. Пройдя этап, мы сделали небольшой волок около КП 52 и направились в центральную транзитку.
В транзитке опять отдали должное гречке, подготовили велосипеды и уже при свете нового утра отправились на самый протяженный, велосипедный, этап гонки. К этому времени у нас оставалось чуть меньше 10 часов до финиша.
Как я уже говорил, большая часть велоэтапа проходила по асфальту, и мы рассчитывали, что сейчас мы разгонимся и полетим. Однако полететь особо не получилось. К сожалению, мы с Мариной не очень то умеем ездить “на колесе”, и все время отваливались от пачки. После примерно часа мучений Вася не выдержал, и взял Марину на (предусмотрительно захваченный) поводок. Ну а мне уж приходилось терпеть и страдать (и все равно я периодически отваливался).
В общем, взяв самый отдаленный (и обязательный) КП 101 мы более-менее разогнались. Взяли КП 39 у плотины и приехали на веревочный КП 102.
Здесь надо было последовательно пройти аж четыре навесные переправы. К сожалению, мы не очень опытны в таких делах, и взяли с собой только одинарные ролики, переправы же оказались натянуты из сдвойки, так что нам пришлось страдать на карабинах.
После очередного асфальтового перегона (обратно по трассе) мы взяли кластер из трех 5-ок на живописной речке.
Дальше нам предстояло решить, ехать ли на скалолазный спецэтап, или нет?
С одной стороны, очень хотелось попробовать все самые интересные этапы гонки “на вкус”, но с другой стороны, Лешина рука и так уже болела после байдарки, и вызывало большие сомнения, сможет ли он хоть как-то с ней лазить? Поразмыслив немного во время очередного перекуса, мы все же решили не ехать на скалолазание, а отправиться в восточную часть карты, взяв несколько интересных спецэтапов там.
Сперва мы проехали максимально далеко на восток (максимально далеко для нас, так то там были и еще более дальние и интересные этапы на старом финском укрепрайоне, но туда мы уже никак не успевали). Потом, возвращаясь в сторону финиша, мы последовательно взяли два спецэтапа (КП 87 и 94) и три “простых” КП (79, 65 и 64). При этом КП 65 оказался совсем не таким простым - он располагался на высоком отвале старого карьера посреди леса, и мы не только оставили там немало сил, но и существенно замедлились, выбираясь оттуда по плохопроезжаемой тропе.
Взяв заключительный КП 64, мы рванули на финиш. У нас оставалось еще около 30 минут, и по плану, мы должны были бы уложиться. Но в самый ответственный момент у Марины и Васи порвался поводок, и конец его запутался в маринином колесе.
Мы потеряли время на распутывание и сильно замедлились на предфинишном грейдере, так что опоздали на 7 минут. В принципе, последнюю 6-ку можно было и не брать.
И итоге мы набрали 169 баллов, и оказались 5-ми в своем формате (4-ки SHORT). До 4 места всего 17 баллов, до 3-го - 19. Вполне обозримая перспектива.
По традиции, минутка анализа.
Я считаю, что мы неплохо спланировали гонку. Правильным решением было не гнаться за очками, а стараться взять как можно больше разнообразных КП. Если бы мы попробовали сконцентрироваться только на наборе баллов, то большую часть времени катались бы на велосипеде (и мы с Мариной там бы и умерли :))
Также в пользу нашего плана говорит то, что мы не стали его переделывать на ходу. То есть, мы несколько раз обсуждали возможные изменения, но в итоге так и проехали по первоначальному варианту.
По питанию все было отлично. Всегда удавалось есть вовремя и в нужном объеме, а неизменная гречка в базовом лагере придавала дополнительных сил.
Отмечу и несколько недостатков подготовки:
нужно учиться ездить в пачке, это не так актуально при грунтовом велоэтапе, но с большим количеством асфальта дает ощутимое преимущество
нужно дополнительно проработать езду на поводке. Само по себе решение брать поводок было отличным, но он должен быть прочнее. Возможно, нелишне иметь запасной
желательно начинать тренировать веревки и железо не в день перед стартом, а чуть-чуть пораньше
стоит внимательнее отнестись к подготовке велосипеда. Вася мне перебирал втулку в день перед стартом, а можно было бы все сделать и дома
Ну и главный наш просчет, как мне кажется, это то, что мы выбрали формат 24 часа, а не 48. Да, на то были объективные причины, но все же по окончанию гонки осталось сильное чувство незавершенности: так много интересных этапов не пройдено, так много КП не найдено.
Вдвойне обидно, потому что команда у нас подобралась отличная. Побегать еще 24 часа с такими замечательными людьми было бы только за радость!