В 1950-е годы весь мир был охвачен перспективой ядерной энергетики. Предполагалось, что атомная энергетика произведёт в большом количестве чистую, безопасную электроэнергию. Казалось, что все энергетические проблемы будут
решены с помощью могучего атома.
Именно в этот “медовый месяц” с ядерной энергией в 1957 году, компания Ford Motor представила самый амбициозный проект в своей истории: футуристическую концепцию транспортного средства, которая не выбрасывает в атмосферу вредных газов, с экономией расхода топлива, намного превосходящую когда-либо построенные автомобили. Этот автомобиль будущего назывался Ford Nucleon, в честь его уникальной особенности дизайна - миниатюрного ядерного реактора в багажнике.
Инженеры Ford представили себе мир, полный спектром услуг подзарядочных станций в один прекрасный день заменивших бы бензиновые автозаправочные станции, где обедненные реакторы обменялись бы на новые. Ядерная установка в автомобиле напоминала бы реактор в атомной подводной лодке, но значительно меньших размеров. Ядерная установка использовала бы процесс деления урана для нагрева парогенератора, быстрого преобразования воды при высоком давлении пара, который может затем использоваться для дисков комплекса турбин. Одна паровая турбина была предназначена для создания крутящего момента для движения автомобиля, а другая должна была привести в движение диск электрического генератора. При этом пар должен был конденсироваться обратно в воду на охлаждение катушки и направляться обратно в паровой генератор для повторного использования. Этo система замкнутого цикла, поэтому она могла бы повторяться до тех пор, пока оставалась часть радиоактивных материалов. При этом никаких выбросов, за исключением оставшихся ядерных отходов, не оставалось.
Уильям Форд с моделью маштабом 3 / 8.
Инженеры предполагали, что одной зарядки реактора хватало бы на 8000 километров. Поскольку реактор можно было бы заменить на новый, владельцам предоставили бы свободу выбора конфигурации реактора в зависимости от их личных потребностей, с низким крутящим моментом и большим пробегом или более дорогие компоненты. Без обычного двигателя внутреннего сгорания и выхлопной трубы, Ford Nucleon был бы практически бесшумным, не считая гула турбин.
Аэродинамический дизайн автомобиля (цельнoe лобовое стекло, двойные хвостовые плавники) напоминает космический корабль из научной фантастики 1950-х годов, но некоторые аспекты уникального дизайна были более утилитарными. Например, пассажирский салон был расположен очень близко к передней части шасси, тем самым обеспечивая максимально безопасное расстояние пассажиров от ядерного реактора. Другой практический аспект дизайна - воздухозаборники на переднем краю крыши, по-видимому, для системы охлаждения реактора.
Автомобиль на ядерном реакторе Ford Nucleon являлся воплощением наивного оптимизма эпохи. Большинство людей не знали об опасностях атомной энергии. Никто и не предполагал, что любое маленькое столкновение могло спровоцировать
радиоактивную катастрофу. Некоторые источники даже утверждают, что правительство США финансировало разработку программы Ford Nucleon.
Эффектный дизайн атомного автомобиля мог бы занять достойное место в американском образе жизни. Казалось неизбежным, что двигатель внутреннего сгорания исчезнет в безвестности, останется навеки причудливым реликтом до-атомной эры. Но дизайн Nucleon-а основывался на предположении, что вскоре будут разработаны ядерные реакторы маленьких размеров и легкие защитные материалы. Когда же стало ясно, что нововведений скоро не будет, проект был пересмотрен в связи с заметной непрактичностью: громоздкими габаритами и тяжёлой защитой. Кроме того, как только широкой общественности стало известно об опасности использования атомной энергии и проблемe ядерных отходов, мысль о радиоактивных автомобилях гоняющих по городу потеряла большую часть своей привлекательности. Атом нарушил свое обещание, “медовый месяц” закончился.
Ford Nucleon
Ford так никогда и не построил рабочий прототип, тем не менее Nucleon остается символом атомной эры. Несмотря на недостатки Nucleon-а, его дизайнеры заслуживают уважения за изобретательность. Их безрассудный оптимизм демонстрирует то, что не следует рассматривать задачу невозможной только потому, что ещё никто не пробовал за нее взяться. С нависшим энергетическим кризисом и медленной миграции на альтернативные источники топлива, возможно,
что это не последний концепт атомного автомобиля. Безопасное атомное транспортное средство возможно ждёт нас в будущем. ВМС США использует до сих пор атомную энергию без каких либо инцидентов. Возможно, в один прекрасный день, могучий атом затмит своим радиоактивным блеском нефтяной огонь и наши дороги заполнят тихо шуршащие паровыми турбинами мобильные Чернобыли…