Многие знают, что под Иркутском, в Пивоварихе имеется захоронение жертв политических репрессий. А вот сколько там реально захоронено людей - этого не знает никто. Зато, как принято, многие соревнуются в игре "кто назовет больше". Чаще всего называются диапазоны 15-20 тысяч или 17-35 тысяч человек. И цифры эти, мягко говоря, не вызывают доверия и вызывают справедливые сомнения. Хорошо про эту нечестную игру написано
здесь и
здесь.
Меня эти фантазии о репрессиях тоже всегда напрягали. А когда в 2016 году аж на официальном сайте областного правительства да при губренаторе-коммунисте появились всё те же 17-35 тысяч, то мне показалось, что я нахожусь в сумасшедшем доме. И очень захотелось сказать, как в герой фильма "Отец солдата": "Я хочу услышать разумное слово, наконец!" И вот, кажется, что, наконец, эти разумные слова начали произносить.
10 января ИА Альтаир опубликовало материал: "
Ранее неизвестных захоронений на Мемориале жертвам репрессий в Пивоварихе не обнаружено". И в нем приводится высказывание заместителя директора Музея истории города Иркутска Ирины Терновой, в котором она называет конкретные цифры:
«На заседании комиссии заместитель директора Музея истории города Иркутска Ирина Терновая напомнила, что, по информации из архивов КГБ, по всей Иркутской области были расстреляны с 1930 по 1948 год 13 тыс. 824 человека. Помимо Пивоварихи захоронения найдены в Киренске, Бодайбо, местечке Известковом на Витиме и еще на нескольких территориях. Кроме того, первые расстрелы распространялись на весь Восточно-Сибирский край, и часть приговоров приходилась на Читинскую область, поэтому необходимо уточнять места захоронений».По-моему, слова более чем разумные. И что же из них следует?
1) Всего в Иркутской области было расстреляно 13,8 тыс. человек. Причем эти цифры включают в себя расстрелянных в Читинской области до сентября 1937 года. Т.е. в захоронении в Пивоварихе никак не может быть больше 13,8 тыс.человек, правильно? А вообще-то их там должно быть заметно меньше, за вычетом Читинской области и других населенных пунктов Иркутской области.
2) Речь идет об общем количестве расстрелянных. И что, кто-то скажет, что все они невиновные? Обычной преступности в Иркутской области разве не было? Значит число репрессированных должно быть еще меньше. А в захоронении есть и жертвы, и не жертвы.
Что же получается? Что все, включая Правительство Иркутской области, до сих пор врали? Получается так. И выходит, что первые звучавшие оценки в 8-10 тысяч расстреляных, которые, кстати, хорошо согласуются с результатами научных исследований, представленными
здесь, гораздо ближе к правде. Почему же про них практически сразу же забыли и начали надувать количество жертв? Потому что при разборках с Советским Союзом все средства хороши?
Мы никаких разборок не хотим, как не хотим и оправдывать реальную трагедию репрессий. Мы хотим знать правду, хотим понимать и принимать нашу историю во всем ее величии и трагичности. И спасибо Ирине Терновой, что она произнесла эти разумные слова.