Недавно попалась под руку книга Антона Семеновича Макаренко «Педагогическая поэма». Раньше я ее не читал, решил исправить провал. Читаю и поражаюсь - насколько всё актуально.
«В своем докладе о дисциплине я позволил себе усомниться в правильности общепринятых в то время положений, утверждавших, что наказание воспитывает раба, что необходимо дать полный простор творчеству ребенка, нужно больше всего полагаться на самоорганизацию и самодисциплину. Я позволил себе выставить несомненное для меня утверждение, что, пока не создан коллектив и органы коллектива, пока нет традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки, воспитатель имеет право и должен не отказываться от принуждения. Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересами ребенка, в особенности так, как он его понимает.
...
В итоге я отстаивал линию создания сильного, если нужно, и сурового, воодушевленного коллектива, и только на коллектив возлагал все надежды; мои противники тыкали мне в нос аксиомами педологии и танцевали только от "ребенка"».
- А.С. Макаренко. «Педагогическая поэма»Наказывать нельзя, надо дать полный простор творчеству, интересы ребенка превыше всего. Ничего не напоминает? Если добавить сюда развитие креативности, вариативность и подобную фигню, то один в один получится то, что сегодня мы слышим со всех сторон, когда чиновники от образования и ювеналки говорят о воспитании и образовании. Интересно увидеть, что перекос в эту сторону был на начальном этапе в Советском Союзе. И тогда быстро сообразили, что это путь в никуда. А сейчас нас уже 25 лет ведут в это никуда.
Почти 100 лет назад было понятно, что танцевать от «ребенка» нельзя, пока нет детского коллектива, пока не воспитаны первичные трудовые навыки, пока не сформировано чувство долга. Потом - пожалуйста, можно дать свободу детям, а точнее детскому коллективу.
Интересно, сегодняшние педагоги изучают опыт Макаренко или эти бесценные наработки выброшены на свалку?