Что в имени твоём, Коба?

Jul 22, 2016 14:35

Оригинал взят у volgalex в Что в имени твоём, Коба?


Как известно очень многим, даже особо не интересующимся историей, у Иосифа Сталина в бытность его подпольной революционной деятельности был псевдоним - Коба. Спустя много лет лишь ближайшие сторонники могли к нему так обращаться, к примеру, Вячеслав Молотов.

Коба - герой повести Александра Казбеги  (1848 - 1893) «Отцеубийца». Так сложилось, что ещё при жизни Сталина бытовало мнение, что этот самый Коба и был отцеубийцей. Как вы понимаете, у Сталина были более важные дела, чем заниматься разоблачением этого мифа. К тому же, книга Казбеги издавалась, так что любой желающий мог самостоятельно разобраться, что там и к чему.

После смерти Сталина данное мнение превратилось в устойчивый миф. Возможно, миф был запущен сознательно, т.е. был целенаправленной ложью. ХХ съезд КПСС, разоблачительная речь Хрущёва…

Миф быстро перекочевал в массовое сознание, а потом обосновался в интернете. Информация о том, что Коба был разбойником и отцеубийцей кажется настолько незыблемой, как сама твердь земная.

Открываем электронную версию книги «Отцеубийца» версии 1955-го года. Современный редактор, который, как мне кажется, книгу даже не читал, уверяет читателей в том, что «роман «Отцеубийца» был любимой книгой Иосифа Джугашвили, который взял себе партийный псевдоним Коба по имени главного героя - разбойника, любителя жестокости и мести».

Напомню, что на улице двадцать первый век. У каждого есть возможность прочитать книгу. И если кто-то заявляет нечто, что совершенно не соответствует действительности, то этот кто-то либо нагло врёт, считая вправе манипулировать мнением обычных людей, либо этот кто-то некомпетентный дилетант, который думает, что «и так сойдёт».

Я за два дня прочитал повесть «Отцеубийца». Специально для того, чтобы самому разобраться, кто же такой на самом деле Коба. И теперь у меня есть даже не собственное мнение, а объективное представление о сюжете книги. Я по-настоящему знаю, кто такой Коба и чем он отличился в повести.

Сразу сообщу, что я - дабы не плодить спойлеры - постараюсь сфокусировать ваше внимание только на персонаже повести по имени Коба. Я не хочу давать подробную характеристику другим персонажам, а тем более - раскрывать сюжет. Конечно, частично последнее сделать придётся, но я постараюсь это сделать так, чтобы ни в коем случае не отбить у вас желание самому прочитать повесть Казбеги.

Итак, Коба, что в имени твоём?

Коба - основной персонаж повести, но отнюдь не главный. История закручивается вокруг пары влюблённых, которым начинает мешать плохой и подлый человек. А Коба появляется только под конец первой части (всего их три).

Появляется Коба, кстати говоря, не как разбойник - а как обычный крестьянин, который пришёл на помощь девушкам, на которых напала группа мужчин. В борьбе против превосходящего по силам соперника он убивает одного из бесчестных, которые нарушают как писаные законы, так и древние традиции предков. При этом нужно подчеркнуть, что Коба не упивался своей победой, наоборот - он назвал поражённого им врага «несчастным», явно сожалея о том, что ему пришлось его убить, защищая себя и честь девушки.

Разбойник? Полно! Коба как раз и сражается против разбойников, которые притесняют обычных крестьян, постоянно бесчинствуя, втаптывая в грязь имена простых честных людей.

Коба автором показан как смелый и отважный человек, живущий по совести, для которого слова «честь» и «справедливость» - не пустые звуки. Не раз он выручал своих друзей, не раз смотрел в глаза опасности, рисковал собой ради влюблённых.

Подчеркну, что Коба показан не просто «правильным бойцом», но и исключительно наблюдательным человеком. Однажды, бродя по улицам города, он «непостижимым образом» уверился в том, что один из нищих стариков, которого он встретил, именно тот старик, который был ему нужен, что вскоре и подтвердилось.

А в одном из эпизодов Коба, охотясь, подстрелил оленя. Но сделал это тяжело, скрепя сердцем. Ему было больно отнимать жизнь у красивого и благородного животного. При этом Александр Казбеги, подчеркнул, что:

«Коба слыл хорошим охотником, и немало оленей пало от его мажары, но не было случая, чтобы он не жалел убитого зверя или убил бы его просто ради скуки. И теперь он угрюмо чистил свое ружье, в то время как его товарищ, весело напевая, свежевал оленя. Бывало и так, что Коба целыми часами сидел с нацеленным ружьем и, забывшись, любовался резвящимся перед ним зверем.»

О поэтичной составляющей души Кобы можно узнать также из следующего фрагмента:

«Вечера обычно заканчивались щемящими звуками пандури. Коба играл на нем с большим искусством, напевая вполголоса песни о мужестве. Велика сила этих звуков; они как будто тревожат, но в то же время успокаивают, смягчают недуги и навевают на душу целительный сон. Кто не испытывал, будучи больным, благодетельной сладости этих звуков, пронизывающих все существо человека?»

И где здесь проявляются «любитель жестокости»? Давай перейдём к эпизоду с убийством отца, скажите вы? Да ради Бога!

Главный злодей повести убивает влюблённого, а потом убивает отца влюблённой, и наводит тень подозрения на девушку. Её, как отцеубийцу, собираются казнить, но сердце девушки не выдержало пережитого, и она скончалась буквально за минуту до казни. Злодей, возвращается со своим начальником домой. Гремят два выстрела: начальник убит, а злодей смертельно ранен. Голос Кобы из леса: «за жизнь [убитого] расплачиваетесь». Раненого злодея довезли до города, там он просит позвать священника. Умирая, у него просыпается совесть, и он признаётся во всех своих злодеяниях, в том числе прямым текстом говорит, что это он убил отца девушки.

В книге нет ни одного намёка на то, что старика убил Коба. Подчёркиваю, ни одного намёка: ни со стороны автора, ни со стороны героев повести. Всё написано настолько прозрачно и понятно, что только извращённый ум может решить, что старика убил Коба.

Такой вот Коба, герой повести «Отцеубийца» Казбеги. Благородный, смелый, человек с большим сердцем. Теперь вы будете знать правду.



Хотелось бы ещё добавить пару слов о том, как и почему извращают смысл произведения Казбеги, наводят напраслину на Кобу вымышленного и на Кобу настоящего, но тут, как мне кажется, лучше просто дать слово автору:

«Иные полагают, что простой народ неспособен на глубокие рассуждения, доступные людям высших сословий, что его удел - только труд. Однако народная мудрость гласит: Сердце человека подобно морю, - чего только не способно оно совершить! Да, напрасно думают иные, что у простых крестьян нет разума!»

Сталин

Previous post Next post
Up