"Although he can only say one word: Hodor, his real name is Walder. However, people call him Hodor." - A Songs of Ice and Fire
Намедни, услышал краем уха очередное интервью очередного "эксперта", рассуждающего на тему сланцевой революции. И все бы ничего, так и пропустил бы мимо ушей, если бы не услышал в очередной раз теорию о том, что решительно невозможно останавливать нефтяные, а равно и газовые скважины по технологическим причинам и , дескать, сланцы обладают priori витальным преимуществом перед грязной нефтью марки urals, ибо сланцевые скважины останавливать можно и должно в любых количествах и пропорциях...Так вот, посмеялся бы и ладно, но данный мем ,на моей памяти, с завидной регулярностью возникает в масс-медиа как своего рода универсальная константа. Пик истерии пришелся на время газовых войн с рагульской республикой в 2009, регулярно муссируется в укроСМИ и на Киселев TV. Собственно, последний случай побудил порыться в мировой паутине и , к моему искреннему удивлению, навел на нетривиальные интервью, которые просто переполнены реминисценциями в контексте сегодняшней ситуации. Судите сами :-) Выдержки из статей 2001 года.
"Независимая газета",Михаил Ходорковский, президент НК "ЮКОС"
У нас в стране последние два года добыча нефти растет из месяца в месяц. И если мы подпишемся под сокращением, мы должны будем не только остановить этот рост, но и закрыть часть действующих скважин. А зима уже наступила. И особо суровая в тех местах, где мы добываем нефть. Остановленные скважины весной уже не запустить. Компания "ЮКОС" прирастила добычу в этом году на 17%. "Сибнефть" - на 18%, "ЛУКОЙЛ" прирастил в России добычу на 1,5%, и он уже существенную часть своих проектов сместил за границу. В частности, как вы знаете, "ЛУКОЙЛ" является участником трубопроводного консорциума, который приведет казахскую нефть в Новороссийск. Я не говорю, что это плохо, это хорошо, конкуренция на мировом рынке должна быть. Но в данном случае для нас интересы страны заключаются в том, что мы должны отстаивать свои рынки.
У нас во времена развала СССР был отнят существенный кусок рынка - 2 миллиона баррелей. Мы сейчас только-только выходим на этот кусок. За это идет огромная драка между Россией, Казахстаном и Азербайджаном. И если мы сейчас закроем скважины, то нефти от этого на рынке существенно не уменьшится. Но этот потерянный нами кусок будет захвачен, естественно, нашими коллегами-конкурентами.
Интересы России, конечно, не заключаются в том, чтобы залить весь мир дешевой нефтью. Мы можем идти на соглашение с ОПЕК, но на своих условиях. Если наши коллеги из ОПЕК не могут или не хотят учитывать интересы России в этом вопросе, то это просто означает, что мы должны продолжать переговоры. Есть страны ОПЕК, у которых свои интересы и возможности, в значительной мере ориентированные на их природные условия. Есть страны типа России, Норвегии, Канады, у которых свои, северные, природные условия, у которых есть свои интересы. И, наконец, есть страны-потребители, в основном это Евросоюз, США и все в большей степени Китай. У этой группы стран есть свои интересы. И если мы хотим установить справедливую цену на нефть, то должны быть учтены интересы всех этих трех групп. Если правительство России примет решение о сокращении экспорта или добычи нефти, а это одно и то же, то нефтяные компании, естественно, это решение выполнят, потому что мы являемся вертикально-интегрированными структурами, мы построены на жесткой дисциплине.
И в противофазу.Радиостанция "Эхо Москвы",Леонид Федун, вице-президент НК "ЛУКОЙЛ"
Сегодня в России, к сожалению, одним из факторов, который определяет бюджет, является стоимость нефти. И поэтому первая опасность при снижении цен на нефть - это секвестр бюджета. Сейчас стоимость нефти находится ниже пессимистической черты, и просвета, если мы не пойдем на серьезные шаги по стабилизации рынка, пока не видно.
Вторая проблема, которая стоит перед Россией - это понижение стоимости рубля, то есть рост курса доллара. Мы считаем, что при 33-35 рублях за доллар нефтяная промышленность будет чувствовать себя достаточно спокойно, да и бюджет тоже. Понятно, что при такой цене больше всего пострадают пенсионеры и бюджетники. Если цена на нефть будет держаться на уровне 16 долларов за баррель по крайней мере квартал, то секвестр неизбежен.
Еще одна проблема России - это, конечно же, долги: за два года надо выплатить 40 млрд. долл. При таких ценах это нереально. Это значит, что надо снова брать займы на Западе. Трагедии в этом никакой нет, надо просто решить одну банальную проблему, о которой почему-то никто не говорит. Почему Россия не может договориться с ОПЕК, Мексикой, Норвегией о плановом сокращении добычи, которое приведет к возвращению цен на уровень 21-25 долларов за баррель? Почему нужно наращивать добычу и при этом терять 40% прибыли для бюджета, когда можно сократить добычу на 5% и увеличить прибыль бюджета на те же 40%? Я думаю, что Россия в любом случае согласится на снижение добычи. Один из основополагающих законов рынка гласит: есть спрос - есть предложение, нет спроса - нужно сокращать предложение, в данном случае нефти. Просто мы в советское время привыкли только наращивать. Помните, как в начале 80-х годов в СССР говорили, что будем добывать нефти больше, чем Америка. Мы добыли больше, чем США, и разорили громаднейшее нефтяное месторождение в Самотлоре. Зачем нам было доказывать, что мы сильнее кого-то? Все равно мы не докажем, что мы круче, чем Саудовская Аравия. Сейчас Россия находится на втором месте в мире по экспорту нефти и должна регулировать добычу.
Тезис о том, что нельзя в зимнее время сокращать добычу и консервировать скважины, - это легенда. Закрывать и консервировать скважины можно всегда. Кроме того, надо понимать, о чем идет речь - о сокращении и закрытии малорентабельных низкодебетных скважин. Но это все равно придется делать, если цена на нефть упадет до 15 долларов за баррель. Ни одна компания не сможет в прежнем объеме вести разведочное бурение. Но лучше это делать планово и увеличивать стоимость нефти, чем делать все то же самое, приводя к падению цен.
Просто БИНГО. Компрадорский капитал vs Русский империализм :-) Добавил себе в коллекцию третью лакмусовую фразу.
Click to view