По встрече с о. Максимом

Nov 28, 2007 17:25

Прослушал запись беседы. Дальше дам кратко основные тезисы (возможно, не совсем последовательно) и ( мысли по ним. )

religion

Leave a comment

mike_ainsel November 29 2007, 07:47:10 UTC
2. Если ты их существование в том или ином виде признаёшь.
Я допускаю возможность их существования. Но предпочитаю совершать поступки исходя из их несуществования. Все тот же Оккам.

А это чувство узнавания, что это - ОН(А), описывали и мои неверующие знакомые, женившиеся или вышедшие за муж.
я согласен с "данностью" в этом случае. но!
а) чувство "данности" может быть просто совокупным ощущением от того, что человек тебе подходит по большинству параметров. Это утверждение, конечно, не проверить, но забывать о нем не стоит.
б) пока человек не испытает настоящего "чувства данности" он может принимать за него влюбленность.
в) не надо приплетать к этому чувству другие жизненные ситуации типа выборов президента.

3. Да, влюблённость - это как искра для зажигания. Но она не единственная, что может быть искрой. Подтверждение тому - многовековой опыт.
Многовековой опыт говорит еще и о том, что каменные ножи - самые лучшие. Даже не знаю, почему мы ими не пользуемся.
Романтическую любовь отрицаю. Это миф.

Так что ни о каком насилии над собой речи нет. Речь только о работе над собой, чтобы из влюблённости выросла любовь.
Не уверен, что ежедневный процесс успешного со-жития с другим человеком можно называть любовью. Все же это разные вещи.

4. Порой "собственное мнение" - это иллюзия. Ты думаешь, что мнение твоё собственное, а на самом деле - нет.
Естественно, здесь небинарная логика. Однако, внутренние критерии всегда есть.

5. Так что желательно, чтобы анализ основывался на правильных посылках.
Для этого нужно представлять себе "неправильности" в модели. Я утверждаю, что воцерковленным христианам нужно делать гораздо больше необоснованных корректировок.

7. А почему сразу "инвалид мозга"? Не вступать в интимные отношения до брака - это наше религиозно-нравственное убеждение.
Которое я, кстати, всемерно уважаю. И более того, не осуждаю вовсе - каждый человек волен выбирать себе протезы по желанию. Но отношение у меня к человеку с подобными религиозно-нравственными убеждениями действительно как к инвалиду: и жалко очень его, и в то же время радостно, что у тебя самого все руки ноги на месте.

Reply

dobroslav November 29 2007, 08:45:38 UTC
2. Оккам здесь ни при чём. Оккам говорит, что если что-то можно объяснить, не привлекая новые сущности, то не следует их привлекать. А о том, что при принятии решений не нужно учитывать важные факторы, он ни в коем случае не говорит.

3. Заметь, я не сказал о том, что лучше. Да, многовековой опыт говорит, что каменные ножи возможны (и даже вполне успешны: говорят, у неандертальцев каменные ножи по остроте не уступали современным). Точно так же как возможны другие способы "зажигания", нежели влюблённость. А под "романтической любовью" я понимаю именно концепцию "встретились-влюбились-поженились". Т.е. именно, что влюблённость - зажигание для брака. Такая теория появилась не так давно.

>>Не уверен, что ежедневный процесс успешного со-жития с другим человеком можно называть любовью. Все же это разные вещи.
Верно. Любовь - это то, что вырастает из ежедневной работы над собой в браке. Любовь - это не процесс, это нечто совершенно другой природы, что из этого процесса вырастает и над ним стоит.

5. >>Я утверждаю, что воцерковленным христианам нужно делать гораздо больше необоснованных корректировок.
Необоснованных с вашей точки зрения. Обоснованных с нашей. Вот все идут неправильным путём, а кто-то откорректировал свой маршрут и идёт теперь путём правильным. Ну и пускай другие считают его корректировки необоснованными: посмотрим, кто куда придёт. Только когда придём, думать уже будет поздно, так что лучше думать и соображать, куда идём, сейчас.

Reply

mike_ainsel November 29 2007, 09:53:30 UTC
2. ну хорошо. разница между истово верующими и всеми остальными следовательно лишь в том, что первые учитывают бога как важный фактор. на самом деле верующие по сути сознательно добавляют себе в жизнь дополнительные законы. Хорошо это или плохо - сложный вопрос. Я считаю, что скорее плохо.

3. Ну(к теме инвалидов) я ведь тоже не отрицаю, что можно жить, скажем, без обоих ног. Многие живут. Можно и хлеб каменным ножом резать - никто не запрещает. Эффективности только мало и радости никакой.

как мне кажется, люди разумные понимают условность "романтической любви". Неразумным же объяснять и смысла нет, пожалуй.

Ты готов ответить на вопрос:Что такое любовь?))

5. Верующие верят, неверующие предпочитают знать. Обсуждать тут нечего, как мне кажется. И даже хорошо, пожалуй, что есть разные стороны.

Reply

dobroslav November 29 2007, 10:41:00 UTC
2. Если два человека прогуливаются по крыше дома, но один из них знает законы гравитации, то он, конечно, добавляет в своё поведение дополнительные законы.
Так и мы, зная, что мы обладаем не только телом, но и бессмертной душой, у которой свои законы, тоже стараемся корректировать с учётом этого своё поведение.

Да, добавляем законы. Но добавляем и оптимизм, и крылья по жизни. Для верующего жизнь наполнена высоким предназначением, для неверующего - по сути, смысла в жизни нет (ты сам об этом писал).

5. Вера и знание - диалектические противоположности со свойственным им не только борьбой, но и единством. И ты во что-то веришь, и мы что-то знаем. Чем дальше мы продвигаемся по духовному пути, тем больше мы Бога знаем.

3. Ну так тебя ж никто не заставляет. О. Максим рекомендует только не на самой бешеной фазе влюблённости жениться:)

Reply

mike_ainsel November 29 2007, 12:16:18 UTC
2. закон гравитации может быть проверен опытом. закон бога к сожалению - нет.

Антон, а скажи, пожалуйста, в чем высокое предназначение верующего?

5. Либо же самих себя. как я уже сказал - хорошо, что есть противоположности. Плохо, если одна начинает довлеть над другой.

Reply

dobroslav November 29 2007, 12:33:35 UTC
2. Разумеется, нельзя. Ведь Бог, в отличие от природы, - свободное существо, поэтому его нельзя привести в лабораторию и ставить опыты. Одному захочет и откроет себя, а другому не захочет - и не откроет. Поэтому открытие Бога совершается в душе каждого человека, а передать этот опыт другим людям нельзя в силу специфики свободного существа (даже не Бога, а именно свободного существа).

Тут, знаешь, как с Карлсоном: ну никак не хотел он с родителями Малыша знакомиться! Поэтому да, опытным путём существование Карлсона герои сказки проверить не могли. Но это не значит, что его нет (если мы находимся в мире той сказки, разумеется).

Тем не менее, есть целый ряд аргументов, говорящих (если не сказать: "вопиющих") о существовании Бога. некоторые ты сам знаешь, другие я могу привести.

5. Мое утверждение: в религии ни одна из противоположностей не довлеет над другой. Есть специальный раздел в богословии, который я уже называл, который много веков и занимается рациональным обоснованием религиозных положений, их сравнением с другими системами мировоззрений. И некоторые аргументы, повторяю, я могу привести.

А вот что там довлеет в атеизме - ещё вопрос.

Про высокое предназначение человека (не только верующего) напишу попозже: убегаю.

Reply

mike_ainsel November 29 2007, 12:54:51 UTC
приведи. только не доказательства софистов, если можно.

довлеют не концепции, к сожалению, а люди, их использующие.

Reply

dobroslav December 1 2007, 10:41:59 UTC
Софисты, насколько мне известно, доказательством бытия Божия не занимались:)

>>довлеют не концепции, к сожалению, а люди, их использующие.
Да, никто не мешает тебе довлеть:) Каждый отвечает за себя, а не за других.

Reply

mike_ainsel December 4 2007, 06:53:58 UTC
Переклинило:попутал софистов с теологами.)

Reply

mike_ainsel December 4 2007, 06:56:00 UTC
/схоластами

Reply

dobroslav November 29 2007, 11:50:35 UTC
Наверное, надо немного развить свои слова по поводу пункта 2.

Итак, мы, зная, что мы обладаем не только телом, но и бессмертной душой, у которой свои законы, тоже стараемся корректировать с учётом этого своё поведение.

Потому что мы считаем чрезвычайно важным, что:

1. Наша жизнь небессмысленна;
2. Наша душа бессмертна, вечна;
3. Жизнью здесь - на земле - мы формируем нашу душу и таким образом сами для себя определяем, КАКОЙ вечной жизнью мы проживём. Что-то вроде "посеешь характер - пожнёшь судьбу". В данном случае - вечную судьбу.

И не надо говорить про слепую веру, потому что у каждого тезиса есть свои подтверждающие аргументы (и я могу их привести) - вера разумна!

Reply

mike_ainsel November 29 2007, 12:48:43 UTC
приведи, пожалуйста, аргументы к 1,2,3 тезисам)

Reply

dobroslav November 29 2007, 08:57:51 UTC
7. Но почему инвалид мозга-то? Я бы понял, если б ты сказал, например, "сексуальный инвалид", но мозг-то тут причём? Человек принимает другую систему аксиом, нежели у тебя, и из его аксиом и логические выводы следуют другие. Так что с мозгом, с логикой-то всё в порядке. А ни твою, ни мою систему аксиом доказать по определению нельзя.

Да, мы считаем, что вы в своих действиях не учитываете ряд весьма важных факторов, вы - что мы напридумывали себе эти "факторы" и заморачиваемся.

Reply

mike_ainsel November 29 2007, 10:02:42 UTC
7. Сексуальный инвалид - некорректный термин, потому что это импотент, к примеру.
В данном случае мы имеем не телесные недостатки, но самоограничения, накладываемые на себя человеком из-за сомнительных выгод. Более того, никак, кроме прямого постулирования, не объясняется религией запрет любви до брака. Отрицательных аспектов у этого запрета, на мой взгляд - масса, а положительные в основном устарели.
Проблема с мозгом не в том, что он строит неверную логическую цепочку на основе системы аксиом, а в том, что он не способен выйти за пределы этой системы и критично оценить её.

Проблема еще и в отсутствии единого подхода и критерия истины. Там где я говорю: "отсутствие секса до брака у обоих партнеров может привести к серьезным проблемам на сексуальной почве", верующий отвечает: это моя вера, вот заповеди божии и совокупляться до брака - великий грех!
и все на этом заканчивается.
Мне нравится атеизм хотя бы тем, что он старается понять религиозный взгляд.

Reply

dobroslav November 29 2007, 10:51:24 UTC
>>Мне нравится атеизм хотя бы тем, что он старается понять религиозный взгляд.
И религия старается разумно понять и саму себя, и атеизм. Есть целый раздел - "основное богословие", - который этим и занимается.

>>Проблема с мозгом не в том, что он строит неверную логическую цепочку на основе системы аксиом, а в том, что он не способен выйти за пределы этой системы и критично оценить её.
А почему ты считаешь, что выйти за её пределы и критически оценить означает отказаться? Да, я могу выйти и критически оценить. И в результате снова соглашаюсь.

>>Отрицательных аспектов у этого запрета, на мой взгляд - масса, а положительные в основном устарели... Там где я говорю: "отсутствие секса до брака у обоих партнеров может привести к серьезным проблемам на сексуальной почве", верующий отвечает: это моя вера, вот заповеди божии и совокупляться до брака - великий грех!

Положительные аспекты ты ищешь в области социального - они, возможно, и правда устарели. Мы-то положительные стороны ищем в области души. Ты говоришь: "отсутствие секса до брака у обоих партнеров может привести к серьезным проблемам на сексуальной почве", а мы говорим: "секс до брака может привести к серьёзным промблемам и поломкам в твоей душе. Потому что нам сообщил об этом Тот, кто нас и сконструировал, Кому виднее".

Кстати, твоя фраза "отсутствие секса до брака у обоих партнеров может привести к серьезным проблемам на сексуальной почве" неверна с медицинской точки зрения. Специалисты медики и психотерапевты так не говорят. Почитай, например, Шахиджаняна "1001 вопрос про ЭТО" (я, видишь, не только религиозную литературу читаю;)). Он там за добрачные связи, но в то же время говорит, что если кто воздерживается до брака - совершенно ничего страшного нет. И в ответах на письма рекомендует парню уважить это убеждение его девушки, говоря, что она потом это уважение к ней оценит (как-то так).

Так что наука и религия и здесь в противоречие не входят, не надо их сталкивать и снова идти по пути большевиков: "За нас, мол, научное знание, а за вами - слепая вера". Этот аргумент уже давно опровергнут.

Reply

mike_ainsel December 4 2007, 07:06:06 UTC
Ты говоришь: "отсутствие секса до брака у обоих партнеров может привести к серьезным проблемам на сексуальной почве", а мы говорим: "секс до брака может привести к серьёзным промблемам и поломкам в твоей душе. Потому что нам сообщил об этом Тот, кто нас и сконструировал, Кому виднее".
вот мы и дошли до разницы между моим "я знаю/вижу" и твоим "я верю". Дальше можно не ходить.
зы. и большевики здесь не при чем)

Он там за добрачные связи, но в то же время говорит, что если кто воздерживается до брака - совершенно ничего страшного нет. И в ответах на письма рекомендует парню уважить это убеждение его девушки, говоря, что она потом это уважение к ней оценит (как-то так).
А я и не отрицаю, что ничего страшного нет. Все рано или поздно случается, так или иначе. Просто, на мой взгляд, разумные добрачные связи наоборот формируют впоследствии более прочные осознанные отношения.
+ позволяют понять, что человек тебе не подходит раньше.
Аргументация, тут, собственно, вполне очевидная, в отличие от довольно "воздушного" постулата о инструкции по эксплуатации.

Reply


Leave a comment

Up