Если раньше олимпийским девизом было «быстрее, выше и сильнее!», то теперь побеждает тот, кто пописает половчее.
И что, все поэты - вот так?!
Спорт жесток, и эта его жестокость была платой за выход в мир новых возможностей. Спортсмены губили себя так же как и космонавты, также как ученые, испытывавшие на себе препараты, так же как художники, нещадно сжигавшие себя чтобы достичь запредельных уровней познания. Глупо думать, что допинг вреднее для организма, чем тот огонь.
В принципе в наш хоть далеко не травоядный, но уж точно не киплинговско-джеклондоновский век борьбу с допингом можно было бы понять, тем более что ее ведут любители селфи на фоне котиков, если бы за лозунгом «за чистоту спорта» не стояло нечто большее, чем забота о здоровье.
Для людей моего поколения в большом спорте было что-то святое. Спорт был окном в мир безграничных возможностей. Так нас учили - примерно с XVI века, когда появилось понятие прогресса, на котором и вырос принцип «быстрее, выше, сильнее!».
Сейчас над спортом повис запах мочи. «А действительно, чья моча?» - повторил Радуев таким тоном, словно эта мысль только что пришла ему в голову. Жизнь показала, что на вопросы Пелевина надо отвечать быстро…
Кум докушал огурец и закончил с мукою: «Оказался наш Отец, не отцом, а сукою»
Спорт традиционно производил для общества акты героизма и героев как их holders. Современность же с удручающей регулярностью объявляет нам спустя несколько лет после очередного спортивного подвига, что победитель оказался негодяем, а самого акта победы не было. То есть кого-то объявляют победителем задним числом, но акта героизма в такой «победе» быть уже не может. Ведь не можем мы испытать восторг от полузабытой игры вратаря-дыры, даже если узнаем, что молодцеватые нападающие команды-соперника бегали под допингом. В сумо, которое бережно хранит традицию, борец, побеждающий из-за невыхода травмированного накануне соперника (а травмы там ох как часты) поднимается на дохё с потухшим взором, а спонсоры не несут ему конвертики-кэнсё. Но то традиция. А современному человеку, привыкшему, что Человеком его делает сам акт рождения, стыд глаза не выест. Такое положение вещей безусловно уничтожает понятие спортивного подвига, без которого краеугольная для концепции Прогресса максима «быстрее, выше, сильнее!» становится пустым звуком.
Эти отложенные на несколько лет «разоблачения» очень важны для характеристики враждебного Прогрессу явления, о котором я говорю. Очень похожий процесс мы видим в #MeToo, когда важно не просто наказать человека за сексуальные домогательства, но сделать это по истечении всех мыслимых сроков давности, причем объектом обвинения должен стать заметный в обществе человек. Если не герой, то состоявшийся самодостаточный мужчина, тот, из которых состоит костяк традиционного общества, его элита. В итоге любой спортивный герой, любой знаменитый артист становятся потенциальными преступниками в какой-то точке будущего, причем они никак не могут быть уверены, что не совершили ничего из того, что лет через двадцать будет объявлено преступным. Они на долгие годы оказываются в подвешенном состоянии, что лишает их статуса исключительности - в их собственных глазах, и в глазах общества. Определенно этот процесс следует назвать дегероизацией. Откуда он взялся, что им движет?
Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы - иначе
Принцип равенства был неизбежным порождением Ренессанса. Первые его шаги (уничтожение сословий и эмансипация) кажутся нам теперь (не тогда!) совершенно естественными. Но это был первый этап: в наше время культурный наследник Ренессанса и Просвещения лишен права даже просто гордиться своими достижениями перед обывателем (для современных американцев будет делом принципа наказать за превышение скорости какого-нибудь артиста, прославившего свою страну). Кстати, пушкинское «подлецы» спеллчекер подчеркнул красным. Что ж, будем следить за лексикой…
По мере своего развития принцип равенства размыл саму основу гуманизма, заставив человека-созидателя, человека-героя, чувствовать себя сначала ровней обычным людям, а потом и должником перед ними. Современный самостоятельный мужчина, пытающийся быть хозяином на своей земле, «меньше» женщины, «меньше» любого мигранта, он менее ценен, чем даже природа (от фауны, до очень широко трактуемых экологических принципов). Чтобы стать своим в этом мире «герой» должен признать всю никчемность своих потуг на самодостаточность. Типичный положительный герой американских фильмов обязан совершить что-нибудь выдающееся ради бывшей жены и детей, причем жена все равно остается с чужим дядей (невозможность для «дегероизировавшегося» героя получить в награду утраченный статус - принципиальный момент), а главному герою «Аватара» и вовсе пришлось предать историю человечества (о чем ему прямо говорит бесстрашный вояка-колонизатор, изображенный самыми черными красками наследник киплинговских персонажей).
Самое плохое в этой атаке на идеологию прогресса, что современность не предлагает ничего взамен, ограничиваясь лишь разрушением созданного другими, срыванием гор, выравниванием всех и вся. Джобс и Маск - не их герои, они из прежнего века. А их героями станут те, кто расскажет, что Джобс был столь же мал и мерзок как они.