Вчерашнее голосование в Генасамблее ООН по крымскому вопросу по сути было протестным. Позицию США поддержали лишь сто стран, при том, что 11 голосовали против, 58 - воздержались, а еще 23 - вовсе не стали участвовать в голосовании. То есть почти половина стран не захотела признать референдум в Крыму незаконным. Невозможно предположить, что все эти страны симпатизировали крымским сепаратистам или, если угодно, ирредентистам. По всей вероятности, неприсоединением к генеральной линии они хотели выразить свое отношение к гегемонии США и их союзников на мировой арене.
Похоже, что мы наблюдаем сейчас Новый Коминтерн, который был
предсказан А.Морозовым. Однако роль России не следует преувеличивать. Как верно заметил в недавней статье Юрий Романенко,
Россия, имея слабую экономику, пытается сыграть роль джокера, который станет застрельщиком альянса крупных игроков против США.
Россия не возглавляет антиамериканский альянс, а, скорее, выполняет роль тарана. Она не усиливается сама, а ослабляет США и их союзников. Заинтересованные игроки не бьются о стену, а стоят и ждут, стараясь ничем себя не выдать. Они даже не голосуют - воздерживаются.
Политическая и экономическая гегемония стран Запада не нравится очень многим, в том числе, и многим странам с развитой экономикой. Нельзя не заметить, что система, на которой основана эта гегемония, порядком устарела и серьезно ослабла. Об этом ослаблении говорят давно, но крымский кризис стал наглядной иллюстрацией того, как мало Запад способен управлять ситуацией. Однако же другая, конкурирующая система не существовала даже теоретически, а только как идея и намерение.
Попытки построить новую систему не предпринимались ввиду их очевидной затратности. Старая система плоха и невыгодна, но строить новую - себе дороже. Система эта основана на разного рода политических и финансово-экономических презумпциях, которые, как многие давно подозревают, уже не работают. То есть, если, например, страны БРИКС, в которых проживает 40% населения всего мира, вдруг объявят войну доллару, действующая мировая финансовая система, скорее всего, рухнет и будет заменена новой. Но она не рухнет потому, что они на такой шаг не пойдут.
Сейчас же работа по демонтажу старого миропорядка может начаться вынужденно из-за нескоординированных, но однонаправленных действий конфликтующих сторон. В целом эти действия направлены на резкое ослабление экономико-политической взаимозависимости стран Запада и остального мира. Разумеется, Кремлю еще полгода назад в страшном сне не мог присниться поиск других потребителей для своего сырья или отказ от транснациональных платежных систем. Точно так же и Западу не приходила в голову возможность отказаться от России как источника углеводородов и рынка сбыта. Однако общими усилиями участники конфликта могут сдвинуть мир в ту сторону, в которую никто из них по отдельности не собирался его сдвигать. Есть что-то жуткое в выжидающем молчании почти половины стран. Сидят кружком, недобро посматривают и не расходятся.