Чем бы ни закончился процесс в Хамовническом суде для Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич, мы уже потерпели поражение, поскольку обе заинтересованные стороны своими действиями сократили то смысловое поле, в котором живет вся наша культура - ото высокой до бытовой. Стараниями обеих сторон наше общество разучилось понимать чужие интересы.
Одна сторона считает, что православные должны радоваться, что перед ними, застрявшими в Средневековье, прогрессивные феминистки бесплатно исполнили свой зажигательный танец. Другая сторона выбрала, воспользуюсь выражением протодиакона Андрея Кураева,
"конфессию не по размеру" и понимает только логику талиона.
С одной стороны, Сергей Пархоменко интересуется у свидетеля обвинения, не для сексуального ли самоудовлетворения тот пересматривал расстроивший его ролик с танцами Pussy Riot, защита же пытается доказать, что раз православных не оскорбляет сдача части помещений ХСС в аренду, то и танец их оскорбить не может. Особенно смешит эту часть публики словосочетание "сакральное пространство храма". Это понятно: сакральное пространство либерала - это заграница, а кроме него иного и быть не может.
С другой стороны, скажем, Елена Ваенга выстраивает логический ряд: "Они оскорбили меня как верующую христианку до глубины души... им на зоне покажут "пуси"". В самом деле, почему нельзя посадить человека, который тебе не нравится?
Голоса здравомыслящих людей еле слышны среди этого шабаша. И это вполне ожидаемый итог того обесценивания смыслов, которое происходит в мире в последние десятилетия. Я заговорил о культуре не для того, чтобы отвлечь внимание от политических спонсоров процесса в Хамовническом суде. Несправедливость их действий представляется мне очевидной. Однако главное все же в другом. Современный человек, что у нас, что у них, проел накопленный предыдущими поколениями культурный запас, утратив в результате способность видеть дальше собственного носа. Рассуждая о политике и состоянии общества, мы должны строить наши планы, ориентируясь на этого нового человека. Поэтому, как бы ни развивались события в дальнейшем (вариантов может быть много), ничего хорошего нас не ждет.
Кстати, на эту тему я на днях написал колонку
"Поверивший в Чебурашку". В оригинале было "поверившие", но редакция, видимо, сочла такое обобщение излишним. Ну и правильно: нечего сгущать краски и обобщать, это конкретный случай про "где-то там", а не про нас.