Разговор о "Троице" все-таки вышел за рамки спора о соотношении политических сил в России. После того как защитников светской культуры обвинили в попытке помешать духовно-нравственному возрождению, уже не представляется возможным обойти вопрос о месте религии в современном мире
(
Read more... )
При таком подходе честный атеист (равно как и агностик) просто обязан включить религию в культуру и его не должны коробить выражения "православная культура", "исламская культура" и т.п. - ведь речь идёт именно что о неких подмножествах, неких областях общего пространства культуры.
А честный верующий должен признать, что религия - это такая штука, которая частично входит в культуру, а частично нет. Соответственно, культуру он оценивает исходя из того в религии, что выше культуры. И тогда действительно не всё ему в культуре должно быть близко. Верующий в культуре не должен быть всеядным. Но из этого не следует, что он вообще против культуры. Если очень огрублять Ваши слова, то получается, что вот есть этакое прекрасное, тихое и доброе пространство культуры, на которое покусились антикультурные мракобесы. Т.е. борьба бескультурья с культурой. Но пространство культуры никогда не было и не могло быть тихим и мирным. В нём всегда шла борьба разных идей, и бытование религии внутри культуры - лишь один из множества примеров. И то противопоставление интеллигентных верующих и "реального православного контингента", о коем Вы говорите - это опять же конфликт не вне, а внутри культуры. Увы (или к счастью), культура - это не тихий музей, а кипящий котёл. Все там варимся, все супом будем.
Reply
Reply
м-м-м... наверное, все-таки, включить "часть религии в культуру".
Иначе плохо сопрягается со следующим абзацем - у религии есть культура, и есть божественное, а атеист должен ВСЮ религию в культуру включать.
Но какой древний спор, боже ж мой... еще в фидошные времена Блехер с... с кем же? уже забыл... - ставили знак точного равенства меж культурой и религией - "нет культуры кроме как от религии". И ничего нового не возникло за эти десять лет.
WBR - Andrew
Reply
Из этого, кстати, следует, что знака равенства между религией и культурой нет, а вот зона пересечения и взаимное влияние - есть. Бессмысленно говорить, была бы культура, не будь религии - это всё равно что размышлять, кто кого сборет - кит или лев. Факт, что любая культурная традиция завязана на традицию религиозную. Факт, что внутри любой культурной традиции возникают вещи, весьма далёкие от того религиозного импульса, что эту традицию породил. Именно это многим и даёт основания считать, будто культура может быть никак с религией не связана. Действительно, та же "фабрика звёзд" (как феномен массовой культуры) ничего общего с религией не имеет. Но само появление "фабрики звёзд" было бы невозможным, не случись разрушения религии в одной отдельно взятой стране.
Проще говоря, не существует никаких "сферических коней в вакууме". Не существует культуры, никак не соотносимой с религией. Но это не означает ни тождества религии и культуры, ни явной религиозной направленности любых проявлений культуры. По-моему, так.
Reply
Поэтому и интересно другое понимание культуры - как ее вообще можно определить так, что без религии культуры не получается?
WBR - Andrew
Reply
Reply
Я полагаю культурой не просто идеи (ну и реализацию их), а только те, что прошли пусть минимальный фильтр социума - то есть были приняты хотя бы некоторым количеством людей в качестве работающих.
И сдается мне, количество это - девять. ;)
WBR - Andrew
Reply
Reply
Верующий не "вообще" против культуры. Просто культура и вера - разные вещи. Не следует представлять ситуацию в виде кипящих в котле параметров, запутывать ее. Пока культура не мешает вере, она остается. Вот и все.
Reply
А упрощать что - стоит? Культура и вера - разные вещи. Но и религия и вера - далеко не одно и то же. И можно привести примеры того как культура "не осталась", потому что "мешала вере" (или все-таки религии)? Бамианские Будды не подойдут - с точки зрения талибов они не являлись культурой.
Reply
Reply
Reply
Reply
2. Лютневая музыка
3. Теория относительности Эйнштейна
Достаточно? Но если Вы попытаетесь опровергнуть мои случайно взятые примеры, то дайте, пожалуйста, ссылочку на авторитетное церковное суждение по данным вопросам. Сумасшедших блоггеров предлагать не надо. Я их и сам могу предложить пучок на пятачок.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment