Виталий Пуханов (
puhanov), будучи в Саратове, высказал идею о том, что у государства есть только две задачи: охранять внешние границы (т.е. содержать армию) и внутренний порядок (т.е. милицию), включая соответствующие службы. Всё остальное - это не задачи государства, а задачи граждан. Именно это высказывал в своё время Гегель, разумея гражданское общество. Виталий сказал это в связи с тем, что многие требуют от государства поддержки культуры, не понимания, что если государство всерьёз возьмётся за культуру, то сами же её деятели взвоют. К примеру, государство чуть-чуть поспособствовало развитию фестивального движения, дало первоначальный толчок, а дальше - сами. Смогут города, поэты, публика подхватить это всё - будет у них это всё, не смогут, будут ждать дальнейшей поддержки - не будет. Яркий пример - "Голос Завода". Я только сегодня увидел, что у этого мероприятия была поддержка министерства культуры. И это при том, что люди платили 250 рублей за вход, чтобы попасть... на базар. В своё время, в Крытом рынке, когда открылся вещевой рынок, туда пускали за деньги. Тогда понятно, времена были дикие, люди платили деньги за то, чтобы просто пройти среди тех вещей, которые могут быть их вещами. На "Заводе" была такая же ситуация - платить деньги, чтобы посмотреть на некоторые артефакты, которые тоже стоят денег, к чему тогда спонсоры? У нас в Саратове (и, подозреваю, не только у нас) арт-акциями готовы называть уже продажи бижутерии на базаре.
Впрочем, чтобы не отвлекаться. Затем было обсуждение закона, согласно которому государство "уходит" из школы, препоручая часть ответственности за образование детей самим гражданам. Пошла волна возмущения, мол, мы никому не нужны, но ведь это возмущение до этого молчало за счёт государства вот в каком смысле: можно было хаить государство, потому что оно что-то оплачивало. Просто теперь некого будет хаить, кроме себя самих, если из детей вырастут уроды. Есть вероятность, что так и будет, но тогда граждане увидят плоды собственной жизни, зачем же государству рисовать каждый раз потёмкинские деревни и ретушировать гражданам их самих?
Так вот, если перенести теперь сказанное Виталием на эту реформу, то здесь государство поступает также как и с культурой: отдаёт её гражданам:
- Свежая культура не нужна?
- Нет, какая же она свежая?! Тухлятину мне подсовываете.
- Но так это же вы сами произвели! Теперь забирайте!
- Ну, если мы это произвели, то мы же не знали, что сами это хавать будем... Мы её для вас делали, знали бы, что для себя, лучше бы приготовлили.
- Но вот теперь и готовьте для себя.
- С удовольствием. А как?
[Реальный вариант ответа: - Да пошли вы! Караул! Нас обманывают, хотят собственным дерьмом накормить!]
Приведу в завершение цитату из Ницше, из ранней работы "Шопенгауэр как воспитатель":
"О государстве он [Шопенгауэр], как известно полагал, что его единственная цель - предоставлять охрану внешнюю, охрану внутреннюю и охрану от охранителей и что, когда ему приписывают ещё и иные цели, помимо охраны, это легко может угрожать его истинной цели".