"Если мы выберем Аристотеля, то, как говорится, протрём глаза: что мы видим, глядя на общества, далёкие от нас во времени или пространстве? Культуры, целые цивилизации, представляющие собой массивы истин, к которым чужаки должны были приноравливаться. И, возвышаясь над прошлым так же, как псы возвышаются над мёртвыми львами, мы можем сколько угодно смеяться над предубеждениями. Солнце вращается вокруг Земли, рабство естественно, расизм тоже, Юпитер - бог; в Европе до 1801 года сжигали ведьм. Но этот смех утомляет, потому что итог всегда один и тот же: все перечисленные убеждения существовали и признавались лучшими умами - Декартом, Лейбницем. Чтобы списать их в разряд ошибок или иллюзий, мы сами должны быть способны поступать лучше. Разумеется, эти "истины" не основаны ни на чём, кроме их собственного дискурса и диспозитива, но разве мы располагаем чем-то лучшим? Куда важнее показать, какая генеалогия приводила к тому, что ничто становилось реальностью разных эпох, как стало и реальностью нашей.
Но в таком случае, кто мы такие, мы - современные? Каковы те дискурсы о различных объектах, что составляют нашу действительность? Об этом узнают лишь те, кто однажды заметит своё отличие от нас: они разберутся, что же представляла собой наша современность, мы же не в силах предвидеть "заранее облик, который приобретём в будущем". Однако мы можем присмотреться если не к тому, что мы есть, то, во всяком случае, к тому, чем мы только что быть перестали. На наших глазах рассеиваются некоторые предубеждения - например, гомофобия: мы признали произвольный характер сего воззрения (материальность сей бестелесной сущности). Но разве у нас нет других? А каковы они? Об этом узнают наши внуки, когда мы умрём, а они станут от нас отличаться. Короче говоря, мы не знаем и никогда не узнаём ничего, кроме отличий"
(Вен П. Фуко. Его мысль и личность. - Спб.: Владимир Даль, 2013, С.121-122).