О грусти и мститетльности: из книги "Феноменология преподавательского опыта"

Jan 11, 2013 12:06

От того, что перед нами проходит постоянно сменяемая череда молодых людей и девушек, которые уходят куда-то “в жизнь”, а мы их только “готовим”, возникает особая двойственность нашего положения. Наверное, это же чувство можно обнаружить в любой профессии - ведь сапожник тоже чинит сапоги, которые “кто-то где-то там-то будет носить по тем или иным ( Read more... )

Термины, упражнения

Leave a comment

mikbogatov January 11 2013, 12:53:01 UTC
Да, Людмила, Вы совершенно правы. В своей записи я сделал упор на определённых "нас" и определённых "их". А проблема априорного несерьёзного (как к "жизни") отношения к учёбе - она весьма сложная. Кажется, что перво-наперво её расхожему бытованию и распространению способствует отношение самих "взрослых" - тех, кто полагает, что когда-то "закончил учиться" (получил диплом), а потом "живёт и работает". Как правило это значит: раньше я развлекался и мне было интересно, а теперь я занимаюсь неинтересными, но нужными делами, а это и есть жизнь. Почему жизнь воспринимается как неинтересное, но нужное? Где произошёл этот уродский раскол на либо-либо?
Кроме того, есть ещё другой источник. Дети хотят быстрее стать взрослыми. Образование - последняя инстанция, сталкивающаяся с этой инерцией. Уже инерцией, потому как вряд ли кто-то всерьёз, будучи студентом, желает стать "взрослым". Напротив, часто мы видим стремление замедлить этот процесс, но как раз по тем стараниям, которые прилагаются к его замедлению, мы понимаем: насколько "серьёзным", "настоящим" и - главное - неминуемым он полагается самими "взрослеющими".

Reply

lutchique January 11 2013, 15:10:37 UTC
Долго писала и переписывала комментарий, но кажется, я только повторяю в размытых словах, уже Вами сказанное, поэтому не будет комментария.

Reply

mikbogatov January 11 2013, 15:53:46 UTC
Ну вот ((

Reply

vetrar_megn January 13 2013, 01:44:33 UTC
Когда дети начали мечтать стать взрослыми? Мечтали ли стать взрослыми крестьянские дети (был ли у них такой концепт)? Какие-нибудь французские принцессы?
К началу XX века уже есть устойчивый тренд не взросления: детская литература, предлагающая отказаться взрослеть (Питер Пен, Шалтай-Болтай: я бы советовал остановиться на шести). Или это пропаганда наркотиков (взросления) путём рассказа об их пагубности?

Мне естественно видеть взросление как исключительно внешний процесс: наделение индивида комплексом прав/обязанностей в зависимости от изменений его интерфейса. Выглядит как подросток? - Значит ему можно то-то, с ним можно делать то-то; в тоже время от того-то он избавлен, на такое-то рассчитывать не может.

Как ребёнок я не хочу «быть взрослым», скорее, я хочу жениться, стать известным <название профессии>, даже, может быть, ходить на выборы и в кинотеатр на вечерние сеансы - и все это мне извне запрещено.

Когда я испытываю страх перед студентами - их молодостью, их красотой - я всего лишь завистливо констатирую, что мой биологический носитель поизносился по сравнению с их телами; и что общество даёт им аванс, который мною уже истрачен.

Reply


Leave a comment

Up