Если бы я был философом, которому предложили бы сказать нечто важное и, как казалось бы, новое, но, вместе с тем, то, что волнует всех и давит своей непроговоренностью, подобно тому, как Владимир Вениаминович читал в МГУ курсы по "Поре", "Собственности" и "Миру", я бы прочитал курс лекций "Улица".
Исходил бы я вот из чего.
1. Терминологическое ориентирование. Концепт Улицы не совпадает с чисто метрическими, то есть - географическими и юридическими установлениями. Улицы города и деревенские улицы - это географико-юридические именования, а не концепты. Можно сказать - ориентиры. Концепт Улицы (с большой буквы, чтобы не путаться) - он может, конечно, распадаться и на эти ориентирующие улицы, улочки, площади, проезды и тупики, но он - инаков им по определению. Правильнее тогда было бы говорить не "улица деревенская" или "улица городская", но понимание Улицы-в-деревне и понимание Улицы-в-городе. В больших городах, с огромным количеством приезжих, в том числе и нелегальных, Улица-в-городе всё больше принимает черты Улицы-в-деревне, но обратного не происходит. Здесь бы стало понятно, что разница между городом и деревней - нисколько не количественная и не географическая. И не хозяйственная. И не поведенческая. Чтобы сказать - какая? - следовало бы прочитать этот курс. Там бы сказалось бы. Само.
2. Негативное ориентирование на концепт Улицы: Улица - это не Работа и не Дом (Учёбу не ввожу за неимением места, можно читать: Работа вместо неё). Хотя всё чаще мы втягиваем в свой Дом улицу. Мы тратим на это деньги, полученные на Работе. Чем больше Улицы Дома, тем жёстче - правилами и корпоративной этикой - нам изгоняют Улицу с Работы. На Работе Улицу заклинают как проклятие - стремясь всеми силами не "впустить Улицу сюда". В то время как Дома семьи уже не могут удерживаться, не впуская Улицу: телевидение, развлечения и проч. позволяют быть вместе таким устаревающим, в общем-то, вещам, как семья. Чем властнее Улица, тем меньше Семьи, тем больше любая Семья - за счёт Улицы. Сама Семья негативно начинает определять себя исключительно как то, что "не Улица", как то, "в чём Улицы нет". Но, если Семья - это ещё и не-Работа, а не-Работа понимается как отдых, то тут - лазейка! - Улица входит в Дом. В Доме сосуществуют впущенная против воли и всё больше расширяющаяся Улица, и зажимающаяся, не знающая что с собой делать Семья. Работа же существует как то, что не должно впустить Улицу. На Улице не работают, в то время как на улицах, понятых географически, работают очень многие.
3. Положительное ориентирование на концепт Улицы.
Улица предстаёт тем, "где возможно всё". Всё, не удавшееся Дома, на Работе или в Семье, безразлично для Улицы (и сама мысль об этом возможном безразличии к тому, что для меня важно уже дарует облегчение). Улица даёт облегчение своим безразличием, которое зачастую предстаёт для страждущего как всё-возможность. На деле, попытка реализовать эту всё-возможность оборачивается другой Работой, другим Домом или(и) другой Семьёй. Улица как таковая, при попытке её ухватить, всегда ускользает.
С другой стороны, когда у нас всё в порядке на Работе, Дома и(или) в Сеьме, Улица отвлекает. Отвлекает как раз тем, что ей ни до чего нет дела (работы, дома, семьи). Это значит, как минимум, что каждый из нас ориентирован на то, чтобы делая своё дело, сделать что-то с Улицей. Когда мы что-то делаем, мы изгоняем Улицу, чтобы лучше пред ней предстать, предстать лучшими. Улица может сделать из нас - в усилии этого изгнания - аристократов. И бросить затем наземь. Попытка что-то сделать, не изгоняя Улицу, ничего дельного не позволяет. Это значит, как максимум, что мы хотим показать (доказать) Улице свою состоятельность для Неё, стать похожими на Неё в Её всё-возможности. Мы тоже можем всё. Мы делаем это и то, там и тут, успеваем и хотим, чтобы Улица это знала. Но когда мы сделали это и то, там и тут, успели - мы видим: Уличное всё-возможно состоит из Уличного без-различно, всё-равно. Этого мы простить Улице не можем - и ищем спасения в Работе, Дома и(или) в Семье. Но не находим, потому что все они (Работа, Дом, Семья) так или иначе определяются своей задействованностью и соотношением с Улицей.
Что-то в этом роде. Если кому-то интересно: продолжаем в комментариях.
С наступающим, кстати.
UPD: Специально об уличном искусстве.
Любое искусство так или иначе связано с публичным пространством, но публичное - не то же, что Уличное. Улица, помимо прочего, продуцирует свои виды искусства:
1. Бодрийяр указывает в "Символическом обмене..." на граффити, которые нельзя свести к какому-либо Домашнему, Рабочему или Юридическому определению; граффити дома становятся дизайном;
2. Петрарка указывает на поэзию; поэзия дома становится либо
средством соблазнения, либо песенкой, либо чем-то ещё;
3. Делёз указывает на философию; философия-на-Работе: академическая философия; философия-Дома - сплетни и болтовня "на кухне";
4. Я бы указал на рэп; рэп, проникший в дома и огламуренный (огламурить - присвоить Уличному видимость неУличного, но сам гламур не бывает нигде, кроме как на Улице, он по природе - Улица), уже есть следствие проникновения Улицы в Дом.
Дорогие друзья, можете ли Вы указать какие-то ещё сугубо Уличные виды искусств (помня, что любое искусство, даже не сугубо Уличное, связано с Улицей)?