Ещё раз об образовании - и о политике в государстве Российском

Dec 03, 2012 15:54


Мы недовольны реформой образования.
А кто - разве не мы? - её уже несколько лет сами же реализуем?
За свои "огромные" зарплаты?
Мы не только рубим тем самым сук, на которых сидим.
Мы, наоборот, воспитываем тех сук, что сидят на нас.

Встретил на улице Лену Медведеву (fargonom), она мне говорит: "Твоя запись об уважении к профессии преподавателя прямо-таки кстати пришлась - в связи с последними событиями". Я отшутился, сказал, что да, специально подгадал - чтоб в мейнстрим попасть. Сюда же можно и моё интервью добавить (данное, также, до всех этих событий). "Газета Недели" от 30-го октября вынесла на первую страницу вот эти мои слова: "Если бы в целях эксперимента все гуманитарные специальности закрыли, то лет через 20 граждане технари начали бы резать друг друга". А если уж копать, то и моя февральская, подзамочная запись (открываю её сегодня) - тоже была о том же. Ну и, до кучи, всё, печатаемое под заголовком " Чем мы на самом деле занимаемся? (Феноменология преподавательского опыта)", чего уж там (к слову сказать - книгу я пишу не в моду эту, а потому, что она важна для меня - поскольку я искренне любил преподавание, философию и своих студентов). Кроме того, с октября нами открыт семинар по онтологии образования (знаете, кстати. чем там занимаемся? помимо теоретических обсуждений - не очень-то наладившихся, кстати - преподаём студентам-философам древнегреческий, который выброшен из плана обучения, т.е. закрываем государственные дыры в образовании - бесплатно, разумеется).
Первая реакция - ну да, то, что происходит, меня не удивляет. А что, собственно происходит?

Что, собственно, происходит?

Я не буду вникать в кучу материалов, которыми располагаю (и ещё большими, как я понимаю, не располагаю). Набросаю штрихами то, что видится - с высоты птичьего полёта (и чего мне достаточно, чтобы сделать выводы).

1. Синдром заявил о себе серьёзно ещё давно и не так уж камерно (напомню: передача "Свобода и справедливость" называется):

image Click to view



2. Затем - СПбГУ случай с филфаком (который на деле никакой не случай), последовавшая реакция от МГУ - и колесо завертелось. Любопытно отметить, что среди подписавших только что помянутое, нет ни одного сотрудника моего университета (и менее любопытно то, что там нет меня - об этом ниже).

3. Нет худа без добра - включается министр, да так, что даже и журналисты (казалось бы) среагировали правильно:

image Click to view



и высказали даже очень дельные комментарии:

image Click to view



Естественно, на эту тему писали и пишут, но я сейчас не обзором занят, а потому с этим - хватит. Отмечу только наше анонимное и запуганное сообщество, которое официально не выступило ни с каким заявлением (у нас же всё хорошо, не так ли?), зато журналисты не смогли остаться в стороне всё равно.

4. Потихонечку, подспудно, развёртывается спор об обучении литературе - в школах, хотя, спор - не то слово. Никто ни с кем не спорит, одни делают - другие констатируют, а тут ещё и публикация опроса школьников в "Большом городе", и то, что за ней стоит.

5. Присовокупим сюда сей замечательный текст о "ядре образования" - и картина, вроде бы, вырисовывается. Ах, да! Чуть не забыл - список чёрных вузов, то есть: чёрный список вузов (разницы всё равно нет, негры они и есть - негры), а также различного рода анализы оного (например).

Что из этого происходящего следует?

Я не знаю. Но могу предполагать. Вообще-то, я раньше это уже описывал - о тенденциях и духе новых законов, показывал - как у нас, в Саратове, реализуются всякие сопротивления, даже стих написал на эту тему.
В связи с образованием, Саратов тоже не остаётся в стороне (мы же не хуже прочих); в этой связи - даже любопытная, весьма смелая для нашего города, акция - её, как обычно, себе присвоили КПРФисты:

Поскольку теперь речь идёт о чём-то важнейшем для меня, попробую сформулировать тезисы:

1. Ни одно сопротивление в виде митингов, писем и протестов сегодня ничего не даёт. Из этого не следует, что следует - прогибаться и подчиняться. А что из этого следует - каждый поймёт сам.

2. Ситуация с образованием действительно умертвительная. Но я очень сомневаюсь, что сейчас всё происходящее происходит для целей оживления именно образования. Скорее, здесь даётся посопротивляться всем, оторваться как следует (мол, я выражаю свой протест, слышали, эй, вы, твари, что наверху! я грозен!) - и успокоиться (протест я выразил, схожу на футбол погляжу). Иначе говоря - сейчас спускается пар, который
(1) нельзя не спустить (ибо накопилось). Но не спустить его можно по двум причинам:
(а) либо потому, что "так дальше нельзя",
(б) либо потому, что будет "ещё хуже".
Практика народного сопротивления в РФ сегодня показывает, что оглашение "так дальше нельзя", подобно гласу вопиющего в пустыне, на деле ничего не значит (прогнала ли Богородица кого-нибудь из Храма?). Кажется, всё говорит в пользу варианта (б).

3. Не знаю как там дела с бизнесменами или с политическими свободами "свободных" граждан, но могу сказать за себя, как преподавателя из провинции: министру всё сойдёт с рук - потому как свободный человек даже представить себе не может - насколько сильно отформатировано сознание людей, занятых работой в вузах. Пока они (мы) любили своё дело, вузы стали одним (чуть ли не единственным) прибежещем для дела, которое можно только любить. А, вообще-то, я об этом уже писал так (между прочим, 3-го сентября):

"Господа чиновники! Философия в рабочих программах - вещь воистину резиновая. Дайте 250 часов на неё - и мы предоставим глазам администрации известную картину: оказывается, что именно столько и нужно для полноценного преподавания философии! Дайте на неё 18 часов - и мы это чудо повторим: оказывается, в эти девять лекций она тоже прекрасно вмещается! Рабочая программа философской дисциплины - это место, где свершается таинство, это момент подлинного откровения и врата чудес: именно для философии необходимо столько часов, сколько их дали. И не обращайте внимания на брюзжание преподавателей, что, мол, часов всегда дают меньше. Напротив, убедитесь в чудотворности рабочих программ: дайте ещё меньше (две лекции на всю философию, а почему бы и нет?) - и вы вскоре убедитесь, что она вся будто и была введена в оборот Платоном для Академии в расчёте на эти два часа! Думаете, преподаватели не согласятся на такое урезание времени? Ещё как согласятся, и пусть аргументом им послужат их же собственные слова: “Хорошо хоть два часа, зато оставили-таки, не убрали! Значит, нужна ещё философия (государству, ректору, обществу, Богу, кому-нибудь, всем - нужное подчеркнуть)”"

Господа чиновники услышали меня? Что ж, прекрасно. Если каждый министр будет через два месяца исполнять то, что видится мне - я скоро всё сделаю. Обещаю. Подождите.

4. Остаётся, собственно, одна очень интересная дилемма:

- поиграться с прессой и правительством в навязанную дискуссию, в которой разрешается шуметь, подписываться, даже бросаться игрушками и сделать в штанишки по-маленькому, но из песочницы не вылазить! (а ведь молчали с зарплатами до 20-ти тысяч не один год - почему сейчас-то кинулись? ведь ничего же не отняли? или - неужто не замечаем, что нам подкинули эту кость?), а затем пойти смотреть футбол и пить пивко;

- без подсказок министра и прессы понять некоторую герменевтику, так сказать: система образования, возмущающаяся правительственным заявлениям, тем самым признаёт, что она не имеет отношения к тем гражданам-министрам, которых сама же и породила. Будто образование - оно где-то там, а министр - он где-то здесь. Кто не понимает того, что я сказал - перечитайте этот абзац ещё раз. Медленно. Вдумчиво. Попейте чаю. Покурите (если не курите - тем более - покурите, пока ещё не запретили, пользуйтесь), глубокого вдохните воздух (пока не запретили - дышите, дышите). Перечитайте. Что там сказано-то?
А потому последний тезис:

Пока мы сопротивляемся этому порядку по какому-либо одному поводу, мы его утверждаем, признавая его правоту во всём остальном. И тратим нервы, силы и всё остальное (что у нас собственно есть тратить-то?). А ничто из этого, между прочим, не восстанавливается.

Но кому как не преподавателям, особенно - гуманитариям, видеть, что образование - действительно орудие изменения мира?

(Почему особенно - гуманитариям? Потому что, если техники занимаются искусствами ("как делать?"), естественники - законными истинами и установлениями, то гуманитарии - деланием людей. Насколько точны гуманитарные науки? Настолько, насколько точны люди. Насколько истинны гуманитарные науки? Настолько, насколько могут быть истинными люди).

Да, правительство что-то меняет, но оно меняет в том, что даёт сфера образования. Не так показательно, но тихо, подспудно - и оттого неумолимее.
Ах, да, ясно: теперь следует, подобно Тарасу Бульбе, расстёгивающему ширинку перед сыном, приговаривать: "Чем я тебя породил, тем же я тебя и убью".
Разве? Нет, я этого не говорил.

Как говорили древние: sapientis sat.
Как говорили те же древние: dixi.


на агоре, не должное быть сказанным, Термины, упражнения

Previous post Next post
Up