Уклоняться можно, выбирать нет. И ничего не стоит "выдумывать".
Курсив мой.
"В истинно художественном произведении "выбор материала" вообще отсутствует. "Материал", то есть главные действующие лица и характерные проблемы сочинения, никогда не выбирается автором, он представляет собой изначальную субстанцию любой поэзии, это авторское видение, авторское душевное переживание. Писатель может отвлечься от какого-то явления, избежать жизненно важной проблемы, может отказаться от реально пережитого им самим "материала", из-за неспособности или ради удобства. Но "выбирать" материал он не властен. Содержанию, которое из чисто рациональных или чисто художественных соображений автор считает подходящим и желательным, он не может придать видимость того, что оно, это содержание, действительно явлено ему высшей милостью, что оно не вымучено разумом, а пережито душой. Конечно, истинные поэты нередко пытались выбирать материал, командовать поэзией - результаты таких попыток всегда чрезвычайно интересны и поучительны для собратьев по перу, но во всех случаях это творения мертворождённых.
Короче говоря, если кто спросит автора истинно художественного произведения: "Не следовало ли вам взяться за другой материал?" - то больше всего это будет похоже на пожелание врача, высказанное пациенту, больному воспалением лёгких: "Ах, насколько было бы лучше. если бы вы отдали предпочтение насморку!"".
Герман Гессе,
"О так называемом выборе материала"