Русская служба «Голоса Америки» продолжает внимательно следить за судьбой Владимира Некляева и за ситуацией в Беларуси в целом.
Алексей Пименов Понедельник, 27 декабря 2010.
http://www.voanews.com/russian/news/AP-Orlov-On-Neklyaev-2010-12-27-112523414.html
Владимир Некляев во время предвыборной президентской кампании. Минск. Беларусь. 29 октября 2010 года
Фото AP
Политическая ситуация в Беларуси - по-прежнему в заголовках мировых новостей. Торжество действующего президента. Его задержанные соперники и их сторонники. Журналисты лицом в снег… Все это уже растиражировано прессой и телевидением. И - отдельно от всего - судьба Владимира Некляева: не только политика, но и писателя. Выдающегося белорусского поэта, избитого полицейскими и исчезнувшего.
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» связался по телефону с известным белорусским писателем Владимиром Орловым.
Алексей Пименов: Владимир Алексеевич, что известно о судьбе Владимира Некляева?
Владимир Орлов: Мой день сегодня начался с того, что - вместе с женой Владимира Некляева Ольгой - я и несколько моих коллег - белорусские литераторы Олесь Розанов, Сергей Законников, Валентина Кудович - принесли очередное обращение в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь. Это уже третье обращение за неделю. Естественно, у нас было намерение встретиться с генеральным прокурором. Но это, конечно, было наивное намерение. Дежурный прокурор принял у нас это обращение. На вопрос, когда же все-таки будут ответы на предыдущие обращения, в которых главным пунктом был вопрос о том, когда же к Некляеву будет допущен адвокат, он предложил Ольге Некляевой позвонить кому-то по внутреннему телефону. Потом - еще кому-то. В общем, никакого ответа мы не получили. Хотя, насколько я знаю, на вопросы, касающиеся защиты задержанных, ответы должны даваться в течение трех дней. Итак, вот уже восемь суток, в течение которых трудно говорить даже о том, жив Некляев или нет… И сейчас все наши мысли - о том, чтобы спасти Некляева. Потому что он - не только кандидат в президенты. Он - наш выдающийся поэт. Это национальное достояние Беларуси. И сегодня сотни тысяч человек, если не миллионы, думают о том, жив он или нет. И мечтают о том, чтобы произошло то чудо на Рождество, о котором мы мечтаем с детства. Чтобы Некляев если и не вернулся на свободу, то чтобы мы хотя бы узнали, что он жив… О других задержанных такой тревоги все-таки нет, потому что большинству из них уже удалось встретиться с адвокатами. Да и другие все-таки не были так жестоко избиты и не попали в реанимацию. В общем, мы ждем известий о судьбе Некляева.
А.П.: Вы и ваши коллеги ходили в прокуратуру. Что еще было предпринято, чтобы вызволить Владимира Некляева?
В.О.: Заявление на этот счет сразу же сделал белорусский ПЕН-Центр, почетным председателем которого является Некляев. И оно поддержано уже десятками ПЕН-Центров. Равно как и главным офисом Международного ПЕН - клуба. Первыми откликнулись наши коллеги из Польши, потом из Исландии. Потом - украинцы и россияне. Началась цепная реакция. Откликнулись деятели искусства Литвы, России, Украины. Очень резким было выступление Евгения Евтушенко. А деятели культуры Беларуси приняли заявление с требованием предоставить доказательства того, что Некляев жив. И безотлагательно предоставить ему медицинскую помощь. К этому заявлению присоединились сотни людей - по крайней мере, со всей Европы. Сегодня мы узнали, что очегь резкое заявление принял Союз писателей Украины. В нем говорится, что белорусские деятели культуры превратились в объект охоты со стороны этой власти. И тысячи людей участвуют в сборе средств для задержанных. И уже принесли столько всего, что уже стоит вопрос о том, чтобы отправить это в детские дома. Идут литературные чтения - в честь тех, кто не может на них прийти. Не самые праздничные…
А.П.: Спасибо. Мы…
В.О.: Алексей, только что я получил СМС… Такого содержания… Конечно, это нужно проверить… Адвокат только что видел Некляева. Читаю дальше. Спокойный. Похудевший. Это на его страницах в Facebook’е… На странице адвоката или Некляева… Очень радостная новость…