Часть 8. Жизнь на Урале. Жизнь в Барнауле.

Jun 16, 2010 12:33

К теме - В. Лотар. Всякое лыко в строку! Ролик лишний раз напомнил, что мне необходимо будет несколько фраз сказать о руках Веры Августовны. Сотни раз они мелькали на клавиатуре перед моей ученической физиономией. И никакого впечатления «изуродованных», «скрюченных», «красных» и пр., и пр. они не производили. А вот постановка рук - абсолютно классическая, эталонная. Потому я так бурно и реагирую на кадры с великолепным Горовицем».

письмо Нинель Семеновны Пляцковской

Георгий Георгиевич Угодников приводит выдержки из письма Н. С. Пляцковской любезно откликнувшейся на его призыв прислать какие-либо воспоминания о Вере Августовне. Нинель Семеновна работает в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, а в первые свердловские годы Веры Августовны была в контакте с ней, в частности они вместе отметили первый концерт в Свердловской филармонии! Кроме того, она напомнила Георгию Георгиевичу о сестрах Гуськовых, хорошо знавших Веру Августовну.

«Знаете ли Вы, что существует документальный фильм о Вере Августовне? Он прошел не очень замеченным, его показывали по ЦТ в первые дни путча 1991 г. Помню, что сценарий писал Леонид Гуревич (Москва), а режиссер и вся съемочная группа были из Новосибирска (фамилию режиссера, к сожалению, не помню). Фильм делался с подачи В. Мотыля, т.к. художественный фильм «Руфь» (идею которого тоже подал В. Мотыль) очень далеко отстоял от подлинных фактов жизни В.А. В этом фильме среди других (С. Соловейчика, В.Мотыля, я тоже там мелькаю) принимали участие сестры Гуськовы - Ангелина Константиновна и Татьяна Константиновна. Они обе тагильчанки. Это была интеллигентнейшая семья, с которой В.А. очень дружила. А.К. Гуськова стала крупнейшим специалистом в области лучевой болезни. Естественно, работает (надеюсь) в Москве. Татьяна - историк, начинала в Краеведческом музее в Тагиле. Возможно, потом объединилась с сестрой. (Сейчас вспомнила, что Булат Окуджава учился с Гелей Гуськовой в одном классе и в своем биографическом романе «Упраздненный театр» пишет о ней с большой теплотой. Согласитесь, что для любого человека это особый знак качества). Обе были очень привязаны к В.А. Если Вы собираете материал о ней, то их пропустить невозможно. У меня нет их координат, но в фильм они попали по моей настойчивой рекомендации. Режиссер их без труда нашел. Конечно, эти сведения относятся не к сегодняшнему дню. В таких случаях всегда страшновато. Но и обойтись без упоминания этих имен я не могу. Извините, если все это Вам известно».

О жизни в Барнауле


Неожиданно пришел комментарий от человека, который знал Веру Августовну в Барнауле mikhai_dun . Привожу его полностью:

Это замечательно, что Вы написали о Вере Августовне Лотар-Шевченко. Я с ней встречался, когда работал по распределению после окончания Ленинградской консерватории, в Барнауле.

Я, как педагог музучилища, музыковед, организовал её концерты в училище. Эти концерты шли с моими комментариями. Два концерта посвящены были Дебюсси, один Шопену. С ней было легко и весело, особенно ( мы вместе смеялись!), когда мы обговаривали порядок исполняемых пьес и на что обратить внимание.

Михаил Александрович Дунаевский. Фотография 2009 года

Её "своеобразный" русский,заполненный французским, представлял известную трудность, так что нам приходилось весело прыгать через слова и смыслы. Моё "знание" французского помогало лишь определять смысловые точки благодаря музыкальным терминам.

Концерты на ура принимались ученической аудиторией. Несколько вступительных слов и небольших комментариев я говорил и на её концерте в барнаульской городской библиотеке. (Играла на пианино!).


А как-то, однажды, зайдя в магазин, чтобы выпить чашечку кофе, я услышал знакомый смех. Это смеялась Вера Августовна. Но чему? Она случайно, выходя из этого магазина, уронила авоську и разбила два десятка яиц, только что купленных. Я подбежал к ней, но она со смехом - "Не надо, не надо"- отказалась от моей помощи.

Всё о чём я пишу - мелкие факты. Но для меня они согреты тёплым и дорогим воспоминанием о большом музыканте, прекрасной пианистке, о таланте и мастерстве которой можно - несмотря ни на что - было судить по её выступлениям.

Я был в Барнауле в 1962 - 1965 гг. Потом вернулся в Ленинград. И здесь, конечно, я был на её концерте в Капелле. Но... постеснялся подойти.

Михаил Александрович Дунаевский в 1962 году

Это замечательная, героическая женщина, изумительная по своим человеческим качествам, лёгкая в общении (конечно у нас было общение, прежде всего, профессиональное) и, конечно, музыкант, музыкант...

Очевидно, это свидетельство несколько меняет мое первоначальное мнение о том, что Вера Августовна в Барнауле погибала. Талант - он и в Африке талант. Видите, как ее принимала ученическая среда!

Продолжение следует

Лотар-Шевченко, Академгородок

Previous post Next post
Up