Уральские (увы, не сибирские) сенсации Веры Лотар-Шевченко

Jul 10, 2012 12:24

Оригинал взят у stroler в Уральские (увы, не сибирские) сенсации Веры Лотар-Шевченко


О человеке поразительной судьбы и несомненно выдающейся пианистке Вере Августовне Лотар-Шевченко сегодня написаны десятки статей, 2 книги, одна из которых вышла в Москве совсем недавно,


сняты художественный и документальные фильмы.
По признанию Владимира Мотыля, дружившего с Верой Августовной, роль экспансивной француженки Полины Геббль в фильме «Звезда пленительного счастья», отправившейся в Сибирь за любимым, он писал с Веры Лотар.
В фильме Валерия Ахадова «Руфь» (1990) Анни Жирардо сыграла французскую пианистку, которая полюбила русского, вышла замуж и стала жить в Советском Союзе. И эта судьба - тоже калька с судьбы Веры Лотар-Шевченко.
И не случайно у истоков Международного конкурса пианистов имени Веры Лотар-Шевченко стояли эти два человека - Владимир Мотыль и Анни Жирардо. Конкурс этот трижды - в 2006, 2008 и 2010 проходил в Новосибирске - городе, где она прожила последние годы жизни, где на Южном кладбище Академгородка находится её могила с её цитатой, ставшей эпитафией на памятнике: « Жизнь, в которой есть Бах, благословенна»
Четвёртый Международный конкурс пианистов имени Веры Лотар-Шевченко проходил с 25 июня по 8 июля в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Как и предыдущие конкурсы, под патронажем и при финансовой поддержке Фонда первого президента России Б.Н.Ельцина. На сей раз его впервые посетила. вдова первого президента - Наина Ельцина, уделяющая много внимания поддержке и развитию классической музыки.
Почему же конкурс покинул Новосибирск и перебрался на Урал? О причинах этого можно лишь гадать. Постоянный директор конкурса Юрий Данилин дал не слишком ясное тому объяснение: «Раньше этот конкурс проводился в Новосибирске, где была в 1982 году похоронена известная пианистка. Решение об его переносе в Екатеринбург не случайно: именно с Урала заново начала свой творческий путь Вера Августовна, о таланте которой в дальнейшем узнал весь мир"....
Мир, положим, узнал о её таланте значительно раньше - с 12 лет она уже гастролировала с оркестром знаменитого Артуро Тосканини...
Да, после сахалинских и уральских лагерей Вера Августовна оказалась и начала работать в Нижнем Тагиле, затем в Екатеринбурге, потом перебралась в Барнаул, откуда её и пригласили в новосибирский Академгородок. Четыре города, в которых она жила и концертировала - не считая долагерного Ленинграда и успешных концертов в Москве… А Международный конкурс пианистов её имени - один…
Но не будем о грустном.
4-й конкурс, в котором принимали участие молодые пианисты - 37 студентов и аспирантов из консерваторий России, Белоруссии, Украины, Дании, Швеции и Норвегии.- как всегда, открыл публике новые имена, принёс сенсации.
Но мне хочется рассказать о другой его сенсации, о которой поведал мне по почте мой друг из Екатеринбурга, бывший ученик Веры Августовны Георгий Георгиевич Угодников. Дело в том, что у пианистки, которой аплодировал когда-то весь мир, практически не сохранилось фонограмм её исполнений.! Старая гибкая пластинка из журнала «Кругозор» с 32-й сонатой Бетховена с наложенным на музыку дикторским текстом, короткие отрывки из Дебюсси, попавшие в документальный фильм о ней новосибирского режиссёра-оператора Валерия Клабукова «Мы ещё будем жить настоящей жизнью»(1991) - вот, пожалуй и всё , что мы имели до недавнего времени.…
И вот Георгий Георгиевич пишет:
«диск, который мне дал ректор нашей консерватории - это сенсация! Бомба! Спасибо консерватории и её специалистам, сохранившим и восстановившим записи 1956 года (!) - 24 этюда Шопена. 62 минуты музыки пианистки, только недавно вышедшей из ГУЛАГа, только что восстановившей технику! Без малейшего влияния советской пианистической школы. Это Vera Lautard. Именно так звучал её Шопен в начале 20-го века и в предвоенные годы. И Шопен этот - в нём её личность и, должно быть, следы всех оглушительных несчастий, обрушившихся на необыкновенную женщину.
Можно представить, как я лихорадочно щёлкал, трясущимися руками переключая треки. Вот этот этюд, дальше, ещё кусочек, а вот и №12, "Революционный"... Некоторые я неоднократно слушал в её исполнении в годы, предшествующие 1956-му, на домашних концертах. Всё соединилось!
Но это только часть сенсации, - ожившая музыка Лотар! Будет ещё Дебюсси! Низкий поклон консерваторским! (В Новосибирске преуспели, стерев записи В. Лотар. И иногда - закрывая перед концертом В.Лотар рояль "Стенвей" на замок... Много чего у меня в архивах. И усердный проф. Е. Зингер, публиковавший статьи о «плохой, дилетантской игре», - это он защищал от пагубного влияния и неверных "трафтовок" (в произношении Веры Августовны) своих молодых пианистов, но почему-то на страницах местной печати.
В тогдашнем Свердловске ей был тоже не сахар. Была поддержка от музыкальных деятелей, но только вначале, профессура как бы не замечала, что пианистку держали в чёрном теле, отсылая от музыкального города со всеми атрибутами (муз.десятилетка, училище, консерватория, отличные оперный и музкомедия, филармония с хорошими традициями и слушателями) на периферию, с какими-то сборными группами. ЗэчКа бывшая, да ещё конкурентка остепенённым, со званиями, в душе обиженными, - концерты получали в первую очередь гастролирующие знаменитости.»

Хочется надеяться, что обладателями уникальных записей станут не только лауреаты конкурса, которым вручили эти диски, но и все, кого они интересуют.
А ещё хочется - очень! - возвращения конкурса в Новосибирск.

Лотар-Шевченко

Previous post Next post
Up