Большое Вам спасибо за подбор материалов о Вере Августовне Лотар! Мне было лет 9, когда мама привела меня на ее концерт. Это было в Кургане. Мама была пианисткой и работала тогда в филармонии. Я сидела на передних рядах и начала скучать еще до концерта - предстояло слушать сонаты Бетховена, а для 9-10 летнего ребенка это трудно... Она вышла на сцену именно такая, как ее описывают в воспоминаниях - аккуратная французская стрижка,полная дама в бархатном платье и начала играть...Что это было? Почему мне стало так интересно - было ощущение чтения книги без букв - ты следишь за каждой мыслью, ее "путешествием" и вовлекаешься в процесс этого действия. Сейчас мы называем это энергетикой, а тогда я не могла понять, почему концерт так быстро закончился, а ведь сыграла она четыре сонаты... Я узнала те сонаты, которые играла моя мама. Она с ней общалась тогда и в следующий приезд и даже играла ей. У меня сохранились ноты "Карнавала" Шумана с замечаниями и посвящением Веры Августовны "Дорогой Ирочке от Веры Лотар" - я храню эти ноты, как и другие - ее замечательного педагога Любовь Николаевны Семенцовой, воспитавшей многих талантливых пианистов (и Дениса Мацуева в том числе). Мама сказала Вере Августовне, что ее трактовка (интерпретация) некоторых вещей необычна (речь шла, кажется, об Экспромте-фантазии Шопена и отдельных местах Карнавала Шумана). На что Вера Августовна ответила, что все, что она исполняет находится в нотах, надо только внимательно читать указания автора (а для этого надо еще и знать о композиторе по-больше!- указание мое) и указала пальцем те спорные места, которые вызвали удивление...Это был один из уроков вдумчивого исполнения, который Вера Лотар преподала мне через мою маму. Не следует слепо доверять различным, даже весьма известным редакциям! Уважаемый Михаил Самуилович! Вы проделали такую нужную и серьезную работу, собрав воедино почти все публикации о Вере Лотар.Конечно жаль, что нет возможности услышать ее единственную запись - видно такова судьба. Но рассказывать о ней надо. Пока мы помним - они живы...
Очень интересно. Можно Вас попросить отсканировать страничку с автографом Веры Августовны? Что касается ее исполнения. В документальном фильме о ней, сделанном уже после ее кончины (он здесь не приводится, но я его видел), ее игра временами идет фоном. Но сценариста уже нет, а режиссер живет в Германии и не откликается. Так что узнать, откуда они взяли эту запись, мы не можем.
Мне было лет 9, когда мама привела меня на ее концерт. Это было в Кургане. Мама была пианисткой и работала тогда в филармонии. Я сидела на передних рядах и начала скучать еще до концерта - предстояло слушать сонаты Бетховена, а для 9-10 летнего ребенка это трудно...
Она вышла на сцену именно такая, как ее описывают в воспоминаниях - аккуратная французская стрижка,полная дама в бархатном платье и начала играть...Что это было? Почему мне стало так интересно - было ощущение чтения книги без букв - ты следишь за каждой мыслью, ее "путешествием" и вовлекаешься в процесс этого действия. Сейчас мы называем это энергетикой, а тогда я не могла понять, почему концерт так быстро закончился, а ведь сыграла она четыре сонаты...
Я узнала те сонаты, которые играла моя мама. Она с ней общалась тогда и в следующий приезд и даже играла ей. У меня сохранились ноты "Карнавала" Шумана с замечаниями и посвящением Веры Августовны "Дорогой Ирочке от Веры Лотар" - я храню эти ноты, как и другие - ее замечательного педагога Любовь Николаевны Семенцовой, воспитавшей многих талантливых пианистов (и Дениса Мацуева в том числе).
Мама сказала Вере Августовне, что ее трактовка (интерпретация) некоторых вещей необычна (речь шла, кажется, об Экспромте-фантазии Шопена и отдельных местах Карнавала Шумана). На что Вера Августовна ответила, что все, что она исполняет находится в нотах, надо только внимательно читать указания автора (а для этого надо еще и знать о композиторе по-больше!- указание мое) и указала пальцем те спорные места, которые вызвали удивление...Это был один из уроков вдумчивого исполнения, который Вера Лотар преподала мне через мою маму. Не следует слепо доверять различным, даже весьма известным редакциям!
Уважаемый Михаил Самуилович! Вы проделали такую нужную и серьезную работу, собрав воедино почти все публикации о Вере Лотар.Конечно жаль, что нет возможности услышать ее единственную запись - видно такова судьба.
Но рассказывать о ней надо. Пока мы помним - они живы...
Юлия Акбари
pianoforte2003@mail.ru
Reply
Что касается ее исполнения. В документальном фильме о ней, сделанном уже после ее кончины (он здесь не приводится, но я его видел), ее игра временами идет фоном. Но сценариста уже нет, а режиссер живет в Германии и не откликается. Так что узнать, откуда они взяли эту запись, мы не можем.
Reply
Leave a comment