Богородица! Юрченко убери…

May 10, 2012 12:21

Оригинал взят у arudnitsky в Богородица! Юрченко убери…

Часть 1

Московским манкуртам пришла светлая идея заложить новый парламентский центр  на месте бывшей даче железного наркома Генриха Ягоды - объекта НКВД «Коммунарка», где в конце 30-х годов были захоронены около 14 тысяч расстрелянных, в число которых заслуженно попали и исполнители этого преступления. « Похоже, нами правят нелюди»,- сказал по поводу этих каннибальских планов Леонид Трус  - почетный председатель новосибирского «Мемориала». И на этот вывод не повлияет даже, если эти нелюди передумают. Нормальным людям такая поллая мысль в голову не придет. Правда, Валентине Матвиенко удалось из переплюнуть, решив  организовать свалку на месте уложенном солдатским костями у  Синявенских высот .

Но вернемся к нашим нелюдям, решившим извести культуру в Новосибирске.

В середине 2009 г. известный Центр по борьбе с экстремизмом  при Управлении МВД по НСО, покончив с организованной преступностью, решил заняться искоренением нестандартной культуры среди творческой молодежи. Клипы и монстрации Артема Лоскутова вызывали у них обостренную неприязнь, и они обнаружили в багажнике своего автомобиля пакетик с 11 г. марихуаны - наркотик в крупном размере. (Обзор доводов обвинения с фамилиями героев операции приведен в блоге « Долой полицейский произвол! Свободу Артему Лоскутову!»).  Экспертизой было установлено, что наркотиков Лоскутов не употребляет и что на пакетике нет его отпечатков пальцев. Судья Железнодорожного районного суда г. Новосибирска Елена Девятайкина в отсутствие доказательств вины обвиняемого приговорила Лоскутова к штрафу и ославила Новосибирск на всю страну и за ее пределами. Если главной заботой  Центра «Э», который должен искоренять экстремизм, а  ни наркотиками, ни искусствоведением заниматься не должен, были пиар творчества Лоскутова и формирование еще у одного художника негативного отношения к власти, то его специалисты вполне этого добились.
С мая  2004 г. главным дирижером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета стал гениальный[1] дирижер и обаятельный молодой человек, презирающий халтуру, Теодор Курентзис. За шесть лет благодаря его увлеченной деятельности Новосибирск превратился в мировой центр оперной и симфонической музыки. В 2004 г. на базе оргкестра НГАТОиБ он создал камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и камерный хор New Siberian Singers. Для участия в операх и концертах, которыми дирижировал Курентзис,  стали приезжать выдающиеся исполнители. С 2006 г. новосибирцев радует своим искусством Вероника Джиоева.   Оркестр и театр под его руководством выезжал гастроли в Москву и в зарубежные страны. НГАТОиБ получила «Золотую маску» в 2005 г. за оперу Верди «Аида» и в 2007 г. за оперу Сергея Прокофьева «Золушка». В обоих случаях жюри  особо  отметило вклад дирижера. Триумфом можно считать совместную постановку Парижской Национальной оперы и НГАТОиБ  оперы Верди «Дон Карлос», премьера которой с успехом прошла в 2009 г. в Париже[2].

Сам он так объяснял выбор Новосибирска:.«В Новосибирске огромные наивные пространства. Там творчески дышать легче, чем в Москве. Но главное -  там люди другие. Они проще, добрее. С большим воодушевлением берутся за любое новаторств»[3]. В западной (и в московской!) системе организации работы театров его не устраивает занятость выдающихся артистов, не позволяющая им уделять достаточно времени репитициям. Поэтому часто Курентзис предпочитает работать с молодыми артистами - они ему платят искренней любовью.


В 2010 г. в Новосибирской области администрация была преобразована в правительство и к власти пришел губернатор Василий Юрченко. Еще 2009 г. в предновогоднем интервью Курентзис «вовсе был готов почувствовать себя счастливым с легким оттенком древнерусской,  точнее, сибирской, а еще точнее, новосибирской тоски». Он планировал по новому организовать работу театра, приглашать знаменитых исполнителей, организовать симфонические концерты на воздухе, как это делается уже много лет в Австрии, Германии и Швейцарии. Его интервью "Новой газете" еще 28 апреля 2010 г. было названо: "Теодор Курензис: у нас в Сибири - намоленное пространство единомышленников".  Как же ему надо было плюнуть артисту в душу, чтобы в декабре он стал художественным рукодителем Пермским государственным театром оперы и балета им. П.И. Чайковского?  Оказалось, что Правительству НСО ничего  этого не надо, так как НГАТОиБ финансируется из федерального бюджета. Оно сосредоточилось в это время на финансирование самодеятельности на форуме «Интерра», по-видимому, более отвечающей вкусам и образованию губернатора.

Как-то, философствуя, Курентзис  сказал: «Ты на этом свете - такая очень маленькая точечка». Но цену себе маэстро знает, а главное, он почувствовал, что дышать становится тяжело. Руководство НГАТОиБ  вполне осозновало масштаб потери и пыталось предложить какие-то компромиссные варианты. Не сомневаюсь, что губернатор Юрченко не нашел возможности встретится с главным дирижером столичного оперного театра. В результате, уже в декабре 2010 г. он подписал контракт с пермским оперным театром.  С отъездом Курентзиса Новосибирск потерял 80 музыкантов - его единомышленников из организованных им оркестра и хора.  Подробнее с перечнем успехов маэстро можно ознакомиться с в Википедии и на сайте ПТОиБ им. П.И. Чайковского.


А получать «Золотую маску» у Курентиса, похоже, превратилось в привычку. В 2011 г. он получил ее за исполнение в Большом театре оперы Альбана Берга «Воццек». Губернатор Олег Чиркунов поставил перед руководством ПГТОиб ИМ П.И. Чайковского амбициозную задачу - к 2016 г. превратить Пермь в культурную столицу Европы. Нет сомнения, что вместе Курентзисом они с этой задачей справятся.  Пожелаем им успехов! Мы же остались у разбитого корыта: вместо Теодора Курензиса мы имеем Правительство НСО во главе с губернатором Юрченко, которые даже не в состоянии понять, что все они, вместе взятые, не стоят гениального дирижера. Наш губернатор ставит задачу истребить в культуре все "неоднозначные мнения". В этой пустыне со своими единомышленниками ему будет вполне комфортно.

Заканчивая эту часть заметим, что губернатор не обязан (и даже не может!) обладать специальными познаниями в музыке, живописи, кино… Не обязан он даже увлекаться каким-то видом искусства. Но его культурный уровень должен ему позволять точно осознавать уровень своей некомпетентности в этих сферах, чтобы принимать административные решения на основании  консультаций с компетентными профессионалами, а не пользуясь сплетнями о неоднозначных мнениях завистников или темных людей, не имеющих отношения к искусству.

Александр Рудницкий.

[1]   Ссылаюсь на оценку его учителя - выдающегося педагога Ильи Мусина, учеником которого был и Арнольд Кац. Он считал, что среди его учеников было два чрезвычайно талантливых дирижера - Валерий Гергиев и Юрий Темирканов, но только один гениальный - Теодор Курентзис.

Некоторые специалисты а Правительстве НСО наивно ссылаются на неоднозначные оценки творчества Курентзиса его коллегами. Но музыкант, являющийся постоянным приглашенным дирижером Государственного академического Большого театра России, чей абонемент «Дирижирует Теодор Курентзис» с бешенным успехом распространялся Московской филармонией и позволяющий себе отказаться от приглашения в Ла-Скалу, обязан иметь своих сальери. Так устроено искусство!

Но я не забуду с каким благоговением рассказывал о работе под руководством Курентзиса артист хора НАГТОиБ покойный уже Алексей Донченко, окончивший ФМШ и физфак НГУ. «Как нам повезло, что у нас появился такой режиссер!»- как-то не сдержался он после концерта Курентзиса.

[2]   Это был подарок новосибирцам от Бога, но мы его не заслужили, и губернатор Юрченко это      доказал.

[3]   Курентзис - не первый, кто высоко оценил русский характер. Отец Джорджа Сороса, проведя несколько лет в плену во время Первой мировой войны, всю жизнь потом тепло вспоминал русских.

Новосибирск, губернатор, культура

Previous post Next post
Up