Академгородок, 1963. Части 5-13

Oct 02, 2010 22:08

          В сообществе academgorodock опубликованы части 5-13 воспоминаний.
          Потихонечку пишу и публикую свои воспоминания о событиях, происшедших в Академгородке (а также немного в СССР и в мире - только для фона) в 1963 г. Время было молодое. Казалось, можно сделать все. Квартиры мы действительно получили. И голодными не были. Но хотелось полноценной ( Read more... )

Академгородок. 1963, профсоюзная работа, спорт, культура

Leave a comment

mikat75 October 7 2010, 08:04:56 UTC
Мне казалось, я подробно объяснил это в тексте воспоминаний. На оперу и балет мы ездили. В Красный факел тоже. В Картинной галерее тоже бывали. И в опперете были, и в ТЮЗе. С кино проблем не было. О цирке говорить не будем. Но в город за 30 км не наездишься. Каца мы хотели слушать в Академгородке. И молодежь хотела иметь площадку для выступлений не только новосибирских музыкантов, писателей, поэтов. И создавать свое. Свои театры, музыкальные коллективы, хореографические школы, дискуссионные клубы, клубы по интересам. И многое-многое другое. И все это получилось в конце-концов. Поэтому и говорят о необыкновенной культурной ауре Академгородка 60-х. Кое что я уже написал (например, о литобъединении, о театре-студии, о только что созданных самодеятельных музыкальных коллективах - симфоническом оркесте и струнном квартете. Но основное - впереди. Я написал только о начале. Хотя сразу оговорюсь, я буду писать только о том, что знаю наверняка. Кое-что могу и пропустить. Это не исследовательская работа, а мемуары. Жизнь тогда была такой многогранной...

Reply

ihtiandra October 7 2010, 08:12:44 UTC
Мой вопрос, возможно, некорректно прозвучал, но я без всякого желания уязвить или еще как, поскольку мне сейчас сложно понять, в чем, собственно, была проблема.
Конечно, за 30 км "не наездишься", но я вот 20 лет так ездила сначала в универ, потом на работу каждый день, так что для меня эти 30 км как-то не являются серьезным препятствием, поэтому и странно слышать это все.
А когда Кац начал в ДУ выступать, не знаете?

В целом же большое спасибо за воспоминания, будем ждать дальнейших! :)

Reply

mikat75 October 7 2010, 17:46:23 UTC
Спасибо. я сам ездил 15 лет в НЭТИ в 1976-1991, где был последние несколько лет зав. кафедрой. И ничего. Но в 60-е поездка в город была событием. Автобусы ходили не очень часто. Рано заканчивали. После театра приходишь на Фрунзе (там была конечная восьмерки-экспресс, и ждешь неизвестно чего. А 22-й ходил от вокзала со многими остановками, но заканчивал ходить еще раньше. Приходилось с кем-то договариваться. Такси в Академгородок ездили неохотно, да и денег на такси не было. Получали мало. Собственных автомобилей не было. Это была большая редкость в те годы. У всех были маленькие дети, а бабушек почти не было. Ребенка надо было пристраивать, одного-то не оставишь. Мы и в кино-то ходили по-очереди. Могу уверенно сказать, что ездили в город далеко не все, кто бы хотел. А билеты в театры в самом начале продавала Татьяна Дмитриевна Третьякова. Я недавно с ней говорил по телефону - звонил в Академгородок. Она фронтовик, ветеран Отечественной войны. А тогда работала референтом в Институте математики.
"Веселее" стало, когда сделали сцену в ДК "Академия". Хоть кто-то стал приезжать, кому этого было достаточно. Но коллективы побольше и симфонический оркестр Каца начал выступать в Академгородке только с вводом большого зала ДУ в 1966 г. Вот тогда наступила в полной мере "золотая пора". Стало много центров притяжения интересных людей (искусства), много площадок - ДК, большой и малый залы ДУ, музыкальный салон в ДУ, университет, "Интеграл" (в здании столовой №7), который пустил к себе несколько других клубов, киноклуб "Сигма",...
Если в первые годы приходилось уговаривать приехать к нам выступить, теперь знаменитости "пошли косяком". Оформлялись почти все выступления через филармонию или госконцерт (рос, мос, лен), некоторые приезжали самомтоятельно, но выступали бесплатно, билеты мы (ДК и ДУ) продавать не имели права.
Спрашивайте, пожалуйста, еще. Я отвечаю с удовольствием.
Я не увидел в Вашем вопросе некорректности. Сейчас просто жизнь совсем другая. Я был в Академгородке последний раз, наверное, лет 7-8 тому назад.

Reply

ihtiandra October 7 2010, 08:13:30 UTC
Ах да, еще на всякий случай. Учтите, что робот отправляет и первый вариант и откорректированный.

Reply

mikat75 October 7 2010, 17:48:17 UTC
Я знаю это. Но перечитал и понял, что надо исправить ошибки и дополнить. Это моя беда, сначала отправляю, а потом перечитываю. Извините.

Reply

ihtiandra October 8 2010, 03:03:03 UTC
На оба сразу комментария.
Про робота - я обычно всем сообщаю, потому что далеко не все это знают, бывают некоторые неловкости :)
Мне это не мешает, я сама часто корректирую ответы.

Про культуру относительно понятно стало. Я слышала один рассказ от человека, который почти сразу приехал в Городок (начало 58, кажется?) из Москвы. Это женщина, работала в Гидродинамике. И рассказывала, что они как-то с подругой в один из первых раз приехали в город, куда-то в центр, а там высотных зданий еще не было и вообще выглядел он захудалой провинцией. Вот они на это посмотрели и просто расплакались. И больше в город не ездили много лет.
Я про это помню, но вообразить уже сложно, так что такие вот комментарии часто помогают понять ситуацию. Тем более, что Новосибирск-то очень быстро развивался и развивается.
Я вот считала, что Кац значительно раньше приезжать стал.

Кстати, сейчас наблюдается некое... упрощение что ли требований. В универе почти все закрылось из-за высокой аренды (впрочем, и политика там сейчас несколько странная). Оттуда и из ДУ по тем же причинам изгнали ряд талантливых театральных групп (они сейчас в городе базируются и уже пользуются большим успехом, поэтому можно считать, что упустили...). ДК "Москва" - "Академия" находится на том же уровне, что и в 60-е :) Мой муж всегда шутит, что он это все помнит с детства, и ничего не поменялось. Появился "Под интегралом", там что-то такое варится, но на мой взгляд, это скорее маленькое элитарное заведение, чем что-то серьезное. Хотя, кто знает, что из этого вырастет...
Музыкальный мир по-прежнему довольно активный, хотя по непонятным для меня причинам никто из руководства Филармонией не считает, что площадка в ДУ (отремонтированная, кстати, и очень хорошая сейчас) вообще есть. Просто удивительно, но в ответах и рассказах она не фигурирует.
Но и требования как-то падают. Провинция, похоже, все же берет свое. Местами это сильно заметно.

А не про Академ вопрос можно? :))
У Вас в профиле написано, что студентов в Америке учат однозначно лучше. А, собственно, в чем разница не вообще, а именно по части "лучше"?
(Это профессиональный интерес, поскольку я относительно хорошо знаю европейскую систему и японскую, а вот американскую не знаю совсем, если не считать общих слов. Ну, и в универе-то я преподаю, но про нашу систему сейчас и вовсе уже говорить невозможно, только смеяться или плакать, в зависимости от настроения.)

Reply

mikat75 October 8 2010, 07:58:53 UTC
Я переписываюсь и перезваниваюсь с друзьями в Академгородке. Раз Вы преподаете в Университете, Вы, видимо, знаете Юлию Вильевну Лихачеву. Она постоянно организует поэтические вечера. Наверное, Вы знаете, я думаю, и Галину Ивановну Иванову; у нее хорошие песни на стихи разных поэтов. Иногда она их исполняет.
Вероятно ДУ не заинтересован в концертах, поэтому филармония ничего не организует. В свое время, мы находили артистов в столицах и навязывали их филармонии. Но в то время залы были полные. Некоторые концерты мы брали «на гарантию». Это позволяло зарабатывать больше денег.
Про интеграл я кое-что знаю. Меня приглашали на 40-летие, но я не поехал. Диски с торжеств и концерта у меня есть. А новый «Интеграл» совсем другой. И до прежнего ему не дорасти. Но и тогда некоторые считали, что только стечение обстоятельств сделало «Интеграл» знаменитым.
Помните ли Вы фамилию женщины из Института гидродинамики. Если она работала там в 1958-59 гг., я должен ее знать.
Что касается обучения в Америке, то я знаю о ней не по наслышке. Я здесь 4 года проучился в Сиерра колледже. Брал английский - все 8 семестров, а также все дисциплины, связанные с созданием вебсайтов. И очно, и online. Кроме того, мои две внучки учились здесь в школе, а потом в университете - одна закончила ун-т в Санта-Барбаре, другая в Сан-Диего.
Я же 6 лет преподавал разные математики в НГУ (матанализ, высшую алгебру, аналитическую и дифференциальную геоиетрию, диффуры) в 1959-1965 гг., а с 1976 по 1991 в НЭТИ.
Прежде всего, здесь совершенно другая система преподавания. Студент следует Силлабусу (где расписана подробно программа с темами и домашними заданиями каждого занятия. К занятию студент должен прочесть и самомтоятельно изучить все, что указано и выполнить задания (по книгам и учебным сайтам). Первое, что делается на занятиях это быстрая проверка - квиз. 10 вопросов на True-False или Multi-choice. Потом разбор неясных мест. Обычно рассказывают студенты, которые разобрались. Преподаватель ненавязчиво участвует. Все время организуются обсуждения - индивидуальные и по группам 4-5 человек.
На лабораторных занятиях выполняются задания и проекты, которые тут же сдаются. Оценивается на каждом занятии каждый студент. Идет постоянно огромная работа. Все работы должны быть выполнены.
За весь семестр можно пропустить только два занятия (если очно), но задания все-равно нужно сделать. Раза три за семестр (в семестре всего 16 недель) проводится экзамен прямо на занятии - вопросов 50, тоже True-False или Multi-choice. Пишутся домашние сочинения (по английскому), можно консультироваться у преподавателя в специальном Writing Center. К преподавателям других дисциплин всегда можно обратиться в часы их консультаций.
Все под контролем. Студент «вкалывает» или «вылетает». Библиотеки переполнены. Огромная столовая с утра до вечера тоже заполнена работающими над заданиями студентами. Повсюду и в библиотеке и в учебных центрах и просто в коридорах компьютеры в рабочем состоянии. Процентов 15-20 отсеивается из каждой группы, кто в начале семестра (сам бросает без последствий), кто в середине (уже с последствиями - низкая оценка, снижающая средний бал, невозврат денег за обучение).
Студенты к учебе подходят очень ответственно. Дисциплины выбирают сами. Советуются с консультантами, что еще надо взять, чтобы иметь general education и совокупность каких дисциплин даст ему сертификат или степень бакалавра (мастера).
Вот вкратце. Если будут вопросы могу и дополнить. Американцы - весьма читающая нация. Все библиотеки работают на полную катушку. Читальные залы заполнены. Но мировую литературу и мировое искусство знают плохо, если только специально не изучают. Тем не менее общее образование включает в себя 1-2-3 семестра мировой культуры (древние цивилизации, возрождение, Восток). Можно взять 1-2 семестра музыки. Учиться здесь безумно интересно, но непросто. Нельзя расслабиться ни на минуту. Здесь не прогуляешь семестр, а потом выучишь за три дня и сдашь экзамен. Общая оценка складывается из накапливаемых постоянно (за кадое задание, каждое занятие) баллов.

Reply


Leave a comment

Up