Оригинал взят у
sivilia_1 в
В Москве состоялась презентация книги "Запретное искусство" 22 ноября 2011 года в Москве в книжном магазине "Гилея" состоялась презентация книги художников Виктории Ломаско и Антона Николаева "Запретное искусство". Издание представляет собой сборник графических репортажей с судебного процесса по делу организаторов одноименной выставки в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова - Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова.
В презентации приняли участие сами авторы - Виктория Ломаско и Антон Николаев - медиа-активист Олег Васильев, российско-израильский социолог Алек Эпштейн и Юрий Самодуров - куратор выставочных проектов, осужденный Таганским райсудом Москвы.
Свои зарисовки из зала суда Виктория Ломаско и Антон Николаев делали с конца мая 2009 года по 4 октября 2010 года - день, когда в Мосгорсуде рассматривалась кассационная жалоба Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева на обвинительный приговор.
Обложка
издания превосходно выражает суть происходившего на выставке, ставшей предметом судебного разбирательства.
"Мне хотелось показать, что верующие как будто заглядывают внутрь книги и видят там "кощунственное" искусство", - пояснила Виктория Ломаско.
На четвертой полосе обложки - предупреждение: "Просмотр не рекомендован детям и лицам с неустойчивой психикой".
И действительно - главным экспонатом "Запретного искусства-2006" была ширма, скрывавшая картины и имитировавшая ситуацию внутримузейной цензуры. В зале было размещено предупреждение о том, что увиденное может оскорбить посетителей. Верующим, чтобы "оскорбиться", приходилось залезать на стремянку и заглядывать в маленькое отверстие, расположенное высоко от пола.
Но они не поленились даже сфотографировать картины, хотя это не разрешалось.
"Многие, видя эти сценки, говорят: это, наверное, какая-то метафора. Не могло быть, чтобы такое происходило на процессе. Но мы не выдумали ни одну реплику", - также заметила Виктория Ломаско.
Как она рассказала, авторам книги было важно добиться смыслового и пластического единства текста и изображения. Поэтому весь текст в книге - не печатный, а рукописный, выполненный отцом художницы Валентином Ломаско.
В отличие от православных, посещавших судебный процесс и не раз выступавших с резками выпадами - а то и угрозами - в адрес освещавших его художников и журналистов, а также адвокатов подсудимых, Виктория Ломаско не питает к этим людям агрессии.
"Они нас просто пленили своими репликами, и испугали, и притянули, и вызвали огромное количество самых разнообразных чувств", - призналась она.
"Почему так важно было рисовать на этом процессе? Появляется новая цензура, суды над кураторами становятся нормой", - подчеркнула художница.
В качестве примеров Виктория Ломаско привела попытки возбуждения уголовных дел по печально известной 282 статье УК РФ ("возбуждение ненависти либо вражды") против ее соавтора Антона Николаева - за организацию уличной выставки "Инфраструктура", а также художницы Елены Хейдис- за ее картину "Химера загадочной русской души".
"На этой выставке не было ни одной работы антиклерикального или клерикального содержания. Все они были иллюстрациями к каким-то сложным концепциям и теориям", - сказал Антон Николаев. Художник подчеркнул, что считает суд над Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым незаконным.
По мнению Антона Николаева, "очень плохо, что этот судебный процесс встретил поддержку, во-первых, государства, а во-вторых - довольно крупных чинов РПЦ. И с этим нужно бороться, потому что вся православная культура не является собственностью церкви, она является частью нашей истории. Между тем государственная власть пытается сделать средневековое православие опорой своей идеологии".
"Это борьба - не просто поза, это позиция", - уверен Антон Николаев.
Его мысль продолжил Олег Васильев:
"Этот процесс - яркая иллюстрация того, как конфликт между маргинальными группами - будь то маргинальные православные или современные художники - используется государством для подавления каждой из этих групп. Государство использует попытки силового воздействия этих групп в своих интересах, чтобы "зачистить" культурное и политическое пространство".
По 282 статье УК РФ судили не только Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова, но и православных радикалов за их лозунг "Православие, или смерть!", напомнил Олег Васильев.
Участники презентации также говорили о недавней истории с предъявлением уголовного обвинения активисту "Другой России" Матвею Крылову - за то, что он облил прокурора водой в холле суда в знак протеста против приговора по "манежному делу". Теперь Матвей Крылов арестован, и пришедшие в "Гилею" собирали ему деньги, необходимые на передачи и адвокатов.
В свою очередь Алек Эпштейн предположил, что Виктория Ломаско и Антон Николаев стали зачинателями нового важного жанра - "комикс-документ". Он предполагает наличие визуального ряда - что особенно ценно для хроник из зала суда, где нельзя фотографировать, - и минимума текста. Такой жанр, по мнению социолога, может стать особенно привлекательным для "поколения социальных сетей".
"Это очень правильный формат для обращения к чуть более широким слоям общества, чем непосредственно интеллектуалы. У этого формата очень большое будущее", - в частности, сказал Алек Эпштейн.
Под занавес выступил Юрий Самодуров, подведший своего рода итоги судов над художниками и кураторами выставок современного искусства - Олегом Мавромати, организаторами выставок "Осторожно, религия" и "Запретное искусство":
"Результат - с одной стороны, самоцензура руководителей художественных институций. С другой стороны - участие официальных представителей церкви в [принятии решений о] том, что можно показывать, а что нельзя. Стало принято ходить согласовывать".
Юрий Самодуров высказал мнение, что подобные судебные процессы "требуют политического сопровождения", поскольку в таких случаях "надо защищать принцип". Ведь главный их вопрос таков: имеют ли право кураторы, художники, показывать нечто важное для них, но при этом могущее быть оскорбительным с точки зрения верующих.
"Я защищаю право на показ работ, кощунственных с религиозной точки зрения. Я считаю, что в светском государстве, не в местах религиозного почитания, мы имеем на это право", - обозначил свою позицию Юрий Самодуров.
Между тем события, очевидно, развиваются по другому сценарию. Как было объявлено на презентации, 25 ноября состоится заседание городского суда Тарусы, который будет решать вопрос о признании экстремистской картины Александра Савко "Путешествие Микки Мауса по истории искусств". В материалах этого дела - экспертиза из Таганского суда Москвы.
Если картина будет признана экстремистской, то ее запретят к показу в России. Не исключено, что потом аналогичные решения могут последовать и в отношении других работ современных художников.
"Это первый шаг к настоящей реальной цензуре", - убежден Юрий Самодуров.
Оригинал на портале HRO.org:
http://hro.org/node/12470.