Оригинал взят у
felbert в
10 очень странных картинЕсли не брать всерьез течение реализма, то живопись всегда отличалась от других жанров искусства своей странностью. Метафоричность изобразительных образов, поиск новых форм и оригинальных средств выражения художников - всё это способствует гигантскому отрыву живописи от реальности. Писать очевидно для стоящего художника творческой смерти подобно. В картине должна быть глубина и подтекст, чехарда смыслов. В какой-то работе их больше, в какой-то меньше, но есть и такие, где их количество зашкаливает. Эти картины называют странными, их истинный смысл известен одному только автору. Вот 10 самых странных из них:
Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» - Лондонская национальная галерея, Лондон
1434, дерево, масло. 81.8х59.7 см
Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены
является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи
Северного Возрождения.
Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами,
аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк
был здесь», что превратило ее не просто в произведение искусства, а в
исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на
котором присутствовал художник.
В России последних лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.
Эдвард Мунк "Крик" - Национальная галерея, Осло
1893, картон, масло, темпера, пастель. 91х73,5 см
"Крик" считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.
"Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно
небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и
оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным
фиордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от
волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», говорил Эдвард
Мунк об истории создания картины.
Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и
безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от
звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и
есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза,
от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не
возвращался к работе над полотном.
Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» - Музей изящных искусств, Бостон
1897-1898, холст, масло. 139,1х374,6 см
Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была
написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он
хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что «Я верю, что это
полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не
создам что-то лучше или даже похожее».
По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево - три
основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три
женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа
символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной
группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти,
кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног
«странная белая птица… представляет бесполезность слов».
Пабло Пикассо «Герника» - Музей королевы Софии, Мадрид
1937, холст, масло. 349х776 см
Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году,
рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город
Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью
уничтожен. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы
над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках
можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара
фашизма, а также человеческой жестокости и горя.
«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и
беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны.
Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже.
Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» - «Нет, это сделали вы».
Михаил Врубель «Демон сидящий» - Третьяковская галерея, Москва
1890, холст, масло. 114х211 см
Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный
длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о
том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой
известной своей картине:
«Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при
всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа,
внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с
печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов.
Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого
между верхней и нижней перекладинами рамы.
Василий Верещагин «Апофеоз войны» - Государственная Третьяковская галерея, Москва
1871, холст, масло. 127х197 см
Верещагин - один из главных российских художников-баталистов, но он
рисовал войны и сражения не потому что любил их. Наоборот, он пытался
передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в
пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду - баста!
Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально)
горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа
стала страшная и завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой
изображено поле, вороны и гора человеческих черепов.
Картина написана так глубоко и эмоционально, что за каждым черепом,
лежащим в этой куче, начинаешь видеть людей, их судьбы и судьбы тех, кто
этих людей больше не увидит. Сам же Верещагин с печальным сарказмом
называл полотно «натюрмортом» - на нем изображена «мертвая природа».
Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит, символизируют смерть и
опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею
«Апофеоза войны» выражают также шрамы от сабель и дыры от пуль на
черепах.
Грант Вуд «Американская готика» - Чикагский институт искусств, Чикаго
1930, масло. 74х62 см
«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в
американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI
столетий.
Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые
указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по
меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера,
повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто
посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от
неуюта.
Интересно, что судьи конкурса в Чикагском институте искусств
восприняли «Готику» как «юмористическую валентинку», а жители штата
Айова страшно обиделись на Вуда за то, что тот изобразил их в столь
неприятном свете.
Рене Магритт «Влюбленные» -
1928, холст, масло
Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На
одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на
другом - «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя
фигурами без лиц Магритт передал идею и слепоте любви. О слепоте во всех
смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а
кроме того, влюбленные - загадка даже друг для друга. Но при этой
кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских
влюбленных и думать о них.
Едва ли не все картины Магритта - это ребусы, которые полностью
разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия.
Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой
таинственности, которую мы обычно не замечаем.
Марк Шагал «Прогулка» - Государственная Третьяковская Галерея
1917, холст, масло
Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал
восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и
любовью. «Прогулка» - это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая
парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле
непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала
синица - он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его
живопись), и журавль в небе.
Иероним Босх «Сад земных наслаждений» - Прадо, Испания
1500-1510, дерево, масло. 389х220 см
«Сад земных наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха,
получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху
сладострастия. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований
картины не признано единственно верным.
Непреходящее очарование и одновременно странность триптиха
заключается в том, как художник выражает главную идею через множество
деталей. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими
сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими
карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно
острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение
жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие -
торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с
которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к
этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться,
что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.