Guardian
пишет об отказе печатать в России небезизвестного Orlando Figes'а, прославившегося своими антисоветскими разоблачениями.
Собственно, речь идет о последней книге автора "Шепчущиеся. Частная жизнь в сталинской России". Утверждается, что отказ вызван идеологическими причинами. Российское издательство объясняет все смутными экономическими перспективами.
Не буду касаться особенностей настоящего издания (до английской версии "Шепчущихся" я так и не добрался) и самого автора, который наравне с Ричардом Пайпсом составляет основную силу массовой антисоветской пропаганды на западе. Порассуждаю о контексте.
На самом деле, финансовые затруднения издательства есть следствие затруднений идеологических. Кроме прямого указания "не печатать", существуют реалии рынка media РФ, деформированного существующей властью. Например, в 90-е годы вышло несколько биографий Сталина, как русскоязычных, так и зарубежных авторов. Произведения Р.Медведева и Э. Радзинского были расчитаны на массовую аудиторию, до сих пор переиздаются и пользуются неизменной популярностью. Казалось бы, "народ узнал тирана в лицо". Однако, ничего подобного. Эти биографии написаны крайне претенциозно и содержат грубые фактические ошибки. Кроме того, они умышленно вынесены вне исторического контекста и рассматривают личность "вождя народов", но никак не политическую обстановку СССР. Нет популярного описания "истории повседневности" 20-х -- 30-х годов, популярно (но доказательно) рассказывающей о жизни советских граждан.
Книжные лотки завалены макулатурой типа "Сталин. Тайны Валькирии", "Сталин и еврейский заговор" или очень узкими исследованиями о его роли в WWII или крестьянском вопросе. Люди не видят за деревьями леса. Они абсолютно не готовы воспринимать персонажей советской истории даже в трех измерениях. Для обывателя это ряд картонных фигур с намалеванными характеристиками: "жестокий тиран", "хороший семьянин", "ботинком по трибуне". То о чем все говорят 20 лет -- политическая культура, -- находится все еще в зачаточном состоянии.
В этом смысле к правильным позиционированием книги Файджса могут возникнуть сложности. Вот например, не так давно купил и прочитал книгу другого британского историка о месте даче в русской и советской истории. Живой язык и правильная подача материала могут сделать ее бестселлером. Тираж -- 500 экз. Думаю весь не разошелся. Что можно ждать от издательства, если в школьной программе "вождей" до сих пор изображают невинными жертвами истории.