“На взлетной полосе”
Сегодня поговорим о втором, куда менее удачливом брате JFK - Роберте Кеннеди, или RFK.
Менее удачлив он по вполне понятной причине - ранней амбициозности.
В 1964 году, когда события убийства старшего брата были еще свежи в памяти, в штабе Демократов подбирали ключи к следующим выборам. Одним из мнений было выдвижение Роберта Кеннеди в качестве VP Джонсона на президентских выборах того года.
Роберт отказался, организовав свою сенаторскую кампанию в Нью-Йорке. Во время предвыборной речи Кеннеди заявил о своей поддержке Израиля, заявив, что в случае нападения «мы поддержим Израиль и придем ему на помощь».
Интересно, что всю свою недолгую карьеру конгресмена он поддерживал ту же тональность по отношению к Израилю, фактически будучи главным сионистом США в определенный момент, но резко на контрасте с предыдущими действиями, противостоял политике Джонсона во Вьетнаме.
В 1967 году возник раскол Демократического штаба, где сильной фигурой с большой антивоенной поддержкой был именно RFK, а Джонсон как раз терял голоса в этом вопросе.
Президентскую кампанию 1968 года называют одной из самых нестабильных кампаний в истории США. На фоне сильной оппозиции продолжающейся войны во Вьетнаме организовали даже революционное движение «Сбрось Джонсона», в котором большую роль сыграл и Кеннеди. Лидером этого движения стал Юджин Маккарти.
12 марта 1968 года на праймериз Демократической партии в Нью-Гемпшире Маккарти практически победил Джонсона. За последним, как говорят в таких случаях, был административный ресурс.
И вот на таком фоне Кеннеди объявил о старте своей президентской кампании. Сразу же после этого Джонсон объявил, что не будет баллотироваться на пост президента.
А четыре дня спустя был убит активист движения за гражданские права Мартин Лютер Кинг.
В тот же день Роберт Кеннеди выступил с речью в Индианаполисе, начинающуюся со знаменитых слов: «в Соединенных Штатах нам нужно не разделение <…>, а любовь, мудрость, сострадание друг к другу и чувство справедливости по отношению к тем, кто все еще страдает в нашей стране, будь то белые или черные.»
Это произвело большое впечатление и только что «расширившие» гражданские права (в том числе избирательные) чернокожие американцы переключились на его сторону.
Весной началась активная фаза кампании Кеннеди, в результате которой он должен был обойти Юджина Маккарти и стать президентом США.
4 июня он уверенно выиграл праймериз в Калифорнии и Южной Дакоте.
5 июня RFK был застрелен пропалестинским активистом «Сирханом Сирханом» в отеле «Ambassador» в Лос-Анджелесе. Последние часы жизни он провел в больнице с символичным названием «Good Samaritan».
Само убийство вызвало ничуть не меньшее количество споров, чем происшествие с JFK. Причем в случае Роберта концы с концами тоже не сошлись и их просто в какой-то момент перестали пытаться свести.
«Сирхан Сирхан» оказался очень странным персонажем. В 1966 году он вступил в Древний мистический орден Розы и Креста, один из орденов розенкрейцеров (!). В качестве доказательства предъявили его дневник с каракулями, которых он, скорее всего в глаза не видел.
Над ним проводили все возможные эксперименты и оказалось, что сам момент выстрелов он не помнит. Да и не был он настолько политически индоктринированным, как принято считать. Существует вполне устоявшаяся версия, с самого начала и вплоть до 2010-х активно развиваемая его адвокатами относительно гипноза, наведенного спецслужбами.
Дело даже не в номинальном обвиняемом, а в наборе свидетельств с места происшествия.
Расположение ран Кеннеди предполагает, что нападавший стоял позади него, но свидетели говорят, что «Сирхан» стоял с другой стороны. Это привело к предположению, что смертельный выстрел на самом деле произвел второй стрелок, возможность, поддержанная главным судмедэкспертом-коронером округа Лос-Анджелес Томасом Ногучи, который заявил, что смертельный выстрел был произведен за правым ухом Кеннеди и был произведен с расстояния примерно в один дюйм. Т.е. его убил кто-то, кого он знал.
В 1975 году была назначена спецкомиссия, проверяющая именно эту версию, но её подтвердить не удалось.
В 2007 году анализ аудиозаписи стрельбы, сделанной той ночью газетным репортером, подтвердил слова судебно-медицинского эксперта Филиппа ван Праага, что было произведено не менее 13 выстрелов. У «Сирхана Сирхана» было восьмизарядное оружие. Ван Прааг также сказал, что запись выявила по крайней мере два случая, когда время между выстрелами было короче, чем это возможно для человека, и что различные резонансы указывали на то, что было больше одного оружия.
Другими словами, первый стрелок нужен был для того, чтобы заглушить выстрелы второго. Он мог при этом даже стрелять в потолок. Что, на самом деле, также стало элементом расследования, т. к. две пули пропали из дела, а с ними и элементы дверного проема, в который они попали. Хотя с такого расстояния невозможно было настолько сильно промазать даже неопытному человеку.
Само полицейское расследование было смазано, когда выяснилось, что была совершена манипуляция с уликами и пулю, выпущенную из орудия «Сирхана Сирхана» подменили в отчете на некую другую, извлеченную из тела Роберта Кеннеди.
Одним из потенциальных подозреваемых был Тейн Юджин Сезар. Сезар был нанят Ace Guard Service для защиты Кеннеди в отеле «Амбассадор». Это не было его постоянной работой. Днем он занимался техническим обслуживанием на заводе Lockheed Aircraft в Бербанке, работа, которая требовала допуска к секретной информации.
Сезар был ярым противником Кеннеди и публично заявлял, что, по его мнению, в случае избрания он «продал бы страну коммунистам или меньшинствам, как это сделал его брат».
Полиция Лос-Анджелеса, которая допрашивала Сезара вскоре после стрельбы, не считала его подозреваемым и не просила показать его оружие, хотя подходящий калибр под рукой у него был. Считается, что он успешно прошел тест на полиграфе и там не о чем дальше рассуждать.
Понятно, что в последнее время тема снова была поднята на знамя сыном RFK, одно время активно используемым в качестве спойлера Республиканцев на выбора 2024 года.
https://telegram.me/mikaprok https://boosty.to/mikaprok