"Совмещение неприятного с бесполезным"
В свое время мы написали
целую серию материалов о т. н. безусловном базовом доходе. Разобрали все концепции и эксперименты.
Это религиозный культ современной микроэкономики, исключивший задним числом из уравнения производство и науку, при этом объявивший потребление главным источником экономического роста. Черпать оттуда можно столько, сколько хватит сил.
«Горшочек волшебный». История подсказывает, что всякое возможно (на короткий период), если по-настоящему захотеть.
Концепция безусловного основного дохода уходит своими корнями в общественную мысль позднего Просвещения. В опубликованном в 1797 г. трактате «Аграрная справедливость» Томас Пейн утверждал, что земля в её естественном состоянии является «общей собственностью всего человеческого рода». В связи с этим те, кто эту землю обрабатывают, должны делать взносы в специально созданный национальный фонд, «из которого каждому лицу, достигшему 21 года, будет выплачиваться сумма в 15 фунтов стерлингов как частичная компенсация за потерю им его естественного наследства». Красивый обход вопроса дополнительной ренты.
В XIX в. к идее безусловных денежных выплат неоднократно континентальные политические философы. Так, Франсуа Юэ предлагал ввести 100-процентный налог на наследство и вырученные за его счёт средства распределять между французами, достигшими совершеннолетия. При этом треть причитающейся суммы должна была выплачиваться в возрасте 14 лет - для получения образования, а оставшиеся две трети - по достижении 25 лет - в качестве стартового капитала для начала собственного дела.
Эта идея, изначально не вызвавшая большого интереса, привлекла внимание в начале XXI в., на этот раз в США, после выхода в свет монографии Брюса Акермана и Анны Альстот «Общество стейкхолдеров». Её авторы, исходившие из того, что каждый имеет право на часть богатства, созданного предыдущими поколениями, предложили обложить ежегодным двухпроцентным налогом на собственность 40% богатейших граждан, и на эти средства предоставить каждому молодому американцу грант в размере $80000, то есть средней стоимости обучения в колледже.
Светлая мысль превратилась на практике в отмывочные машинки современного политического активизма, типа BLM.
Другим идейным вдохновителем концепции базового дохода стал бельгийский юрист Жозеф Шарлье. Следуя в русле воззрений «первого коммуниста» Шарля Фурье, он настаивал на том, что все члены общества должны получать «территориальный дивиденд», то есть денежную сумму, служащую компенсацией за нереализованное право на равный доступ к земельным и другим природным ресурсам. При этом, в отличие от своих предшественников, Шарлье предлагал не единовременные гранты по дости жении определенного возраста, а регулярные - ежеквартальные или ежемесячные - денежные выплаты.
Получателями средств должны были стать все члены социума независимо от их материального достатка. В этом плане концепция Пейна существенно отличалась от взглядов, как философов эпохи Возрождения - Томаса Мора и Хуана Луиса Вивеса, которые призывали оказывать поддержку только малоимущим слоям населения, так и от современных концепций о базовом доходе. Он отнюдь не для всех.
В 1930 году лик с политэкономического иконостаса, Джон Мейнард Кейнс, в своей часто поминаемой работе «Экономические возможности наших внуков» указал на одну из опасностей народного хозяйства будущего: «новые технологические средства производства могут привести к частичной безработице». Вспомнили эту фразу году в 2002 и началось. Теперь каждый стал сам себе футурологом.
Известное исследование Оксфордского университета показало, что в течение следующих двадцати лет 47% существующих профессий будут устранены в связи с автоматизацией процесса. Это в первую очередь все клерки-госслужащие, бухгалтеры, юристы, технические специалисты. Выжить должны терапевты и писатели. В желании быстро переквалифицироваться в акул пера это исследование стали насиловать на страницах печать все кому не лень.
Получается, между прочим, что пострадает больше половины тех, кто традиционно относит себя к белым воротничкам, т. е. основная масса избирателей. Из экономического мыслительного эксперимента вопрос быстро перешел в область политического популизма.
Цифры тут, конечно, не радуют: в начале 1960-х только один из 20 американцев в возрасте от 25 до 54 был не трудоустроен. В течении ближайших 8 лет эта пропорция будет выглядеть, как 1 к 7. Другое дело, что считать занятостью?
На самом деле, в таких вот неожиданных перемещениях рабочей силы нет ничего ни удивительного, ни нового. В XVIII веке больше 85% рабочей силы Европы было занято в сельском хозяйстве. В самом начале XIX века эта цифра для Великобритании, Франции и Германии была уже 35%. Ну, а в середине прошлого века такого населения насчитывались уже единицы процентов. При этом, как становится понятно, ни один крестьянин особенно не пострадал из-за автоматизации. Сменились поколения и реальность, в которой они живут. Более того, сами же крестьяне и становились первыми рабочими.
В Великобритании доходы населения метрополии более чем утроились с 1875 по 1975 годы. Именно технологии создали тот пузырь профессий, позволивший этому появится. Представление Кейнса, о том что среднестатистический житель Европы будет работать к 2030 году по 15 часов в неделю можно назвать пессимистическим. Нужно-то на поверку еще меньше.
Соответственно, главная задача государства, коли оно хочет сохранить монополию на распределение благ, взять на себя роль единого окна. А как иначе?
Понятно, что эпидемия подтолкнула нас еще на один шаг ближе к явлению.
Так в Европе петиция с призывом к «чрезвычайному базовому доходу» собрала более 200 000 подписей, и опросы общественного мнения показали ее широкую поддержку. Которая, разумеется, была подготовлена местными СМИ.
В отличие от различных пакетов стимулирования администрации США, планы стимулирования в ЕС не включали в себя какую-либо политику поддержки доходов. Т.е. ставили получателей благ в зависимость от донора.
Делами раздачи бюджетных средств в ЕС занимается специальная полу-анонимная, полу-виртуальная ассоциация UBIE.
Безусловный базовый доход Европы (UBIE) - это международная сеть активистов, выступающих за введение базового дохода в Европе и его признание в качестве одного из универсальных прав человека.
UBIE родился в результате инициативы европейских граждан в 2013/14 году, получив поддержку более 300 000 граждан ЕС (0,075%). Сегодня обсуждением введения базового дохода занимается 400 активных участников из более чем 30 стран континента.
В результате усилий UBIE базовый доход теперь стоит на повестке дня политических дебатов во многих европейских странах.
Организация, само собой, некоммерческая.
Что они придумывают?
Проектов много.
Большей частью локальные фантазии, типа эксперимента в Ливорно, где 200 беднейшим семьям (как их определили - отдельный разговор) стали выплачивать 517 Евро. Для продолжения эксперимента их хотели мотивировать на работу за дополнительные 150 Евро, но достаточного количества желающих не набрали.
И вот спустя многолетние попытки проведения локальных экспериментов в Германии пробуют массовый, который как бы совершенно не имеет отношения к базовому доходу.
Вводятся специализированные платежные карты для просителей убежища, чтобы предотвратить перевод денег за пределы страны. Также есть лимит на снятие средств с карт.
В общем, «экономика должна быть экономной». Всё можно тратить только на территории обеспечения безусловного базового дохода. За ее пределом вы живете на свои.
https://telegram.me/mikaprok https://boosty.to/mikaprok