«Последний аргумент»
Тема заказных политических убийств крайне мистифицирована. Кажется, что повсюду многосотлетние заговоры и закрытые тайные общества, а на деле в 99% случай скучный государственный терроризм.
Причем, как правило, одних и тех же государств, которые несложно пересчитать на пальцах одной руки.
В 1950-60-х спецслужбы США систематически занимались устранением политиков по всему глобусу, причем в удачных для них случаях это даже не называлось убийством. В неудачных же - приходилось скрепя сердце каяться в сорвавшихся операциях.
Есть смысл остановится на нескольких случаях в деталях, но начать все же следует с признания самого факта планомерного устранения неугодных конкурентов.
5 сентября 1975 года Линетт Фромм попыталась выстрелить в знакомого нам Джеральда Форда из Кольта 1911 во время посещения президентом калифорнийского Капитолия и встречи с губернатором штата Джерри Брауном. Пистолет, якобы, заклинило и никто не пострадал. Ее быстро обезвредили и за этот милый перформанс она провела 34 года в тюрьме.
«Сорвавшаяся» попытка интересна сразу несколькими обстоятельствами.
Во-первых, похоже, что это первый случай политически обусловленного «зеленого» терроризма. Точнее, применение соответствующей риторики на высоком уровне.
Девушка вылила в уши жадной до сенсации прессы настоящий гринпис-триллер о зловещих испарениях CO2 американской элиты и отсутствии любви к зверушкам.
Формальной причиной поведение прогрессивной молодежи называли статью в NYT о постоянном смоге в сельских районах южных штатов. Грешили на интенсивный аэротрафик и даже просили президента вмешаться в рассмотрение Конгрессом ужесточения мер защиты, однако он не успел - дискуссия была в августе, а убить его собирались в самом начале сентября.
Несмотря на откровенное хамство в зале суда, а затем и побег(!) в процессе отбывания наказания Линетт Фромм смягчили наказания и она сумела покинуть здание исправительного учреждения законно. Через два с лишним года после смерти Форда.
Во-вторых, расследование, что было в порядке вещей для 60-70-х засекретили. Какие-то детали неизвестны до сих пор. Сразу же после покушения на поверхность, как это водится в США, всплыли сотни свидетельств, улик и показаний, которые имели весьма опосредованное отношение к предмету следствия.
Почему-то никто не вспоминает о том, что Форд еще летом 1975 года должен был рассмотреть законопроект о систематической ревизии деятельности спецслужб и по каким-то причинам этого не сделал.
Дело отложилось на следующий год, а вспомнили о нем аккурат после неудачной попытки убийства. Так сказать, сработало напоминание.
В итоге 19 февраля 1976 года Форд подписал очень интересный Executive Order 11905. За крайне расплывчатыми формулировками скрывается нехитрый механизм: ни одной правительственной структуре не разрешается участвовать или планировать политические убийства где бы то ни было в мире.
Надо понимать, что эти планы были настолько многочисленными, что в условиях относительной свободы слова начали просачиваться сквозь тонкую скорлупу агентств в Вашингтоне.
Теперь на все обвинения условного ЦРУ можно было говорить - у нас политические убийства запрещены, поэтому мы не можем об этом даже говорить.
Кроме того, не само понятие убийства (assassination) не было определено в рамках президентского распоряжения. Как следовало из послания Форда Конгрессу, дело касалось только мирного времени. В состоянии войны можно себе позволить обходится безо всяких сантиментов.
То же касается и истории с тем, кто воздерживается от убийства. «Все чиновники» (No employee of the United States Government) - хорошее, но далеко не полное определение. Ведь там еще могут быть независимые агентства, решающие проблемы, но не вовлекающие чиновников в способы действий.
В 1978 году Executive Order был продлен Картером, а в 1981-м - Рейганом.
Кстати, и Картер и Рейган использовали термин убийство без приставки политическое, как в редакции Форда.
При этом в 1986 году, в качестве наглядного примера нарушения подобного запрета, администрация Рейгана отдала распоряжение о бомбежке резиденции Каддафи. В ответ на предполагаемую поддержку экстравагантным ливийским лидером теракта в Берлине.
Именно наложение «морального» запрета формально уберегло Буша-старшего от того, чтобы спустить собак на несчастного панамского диктатора Норьегу.
Понятно, что в условиях открытия антитеррористического фронта третьей мировой войны все об этом успешно забыли. Продлевать распоряжение отказался Билл Клинтон, который и экспонировал Аль-Каиду всему миру.
Сейчас, разумеется, даже речь не идет о внутренних расследованиях вовлеченности американских чиновников в политические убийства. Нет такого инструмента и, главное, такой потребности.
https://telegram.me/mikaprok