«Нарушение базовой механики»
Конституционно ли не иметь конституции?
Хороший вопрос.
В мире есть по крайней мере 7 стран, у которых нет основного закона. Т.е. вроде как есть, но нет. Такую позицию стеснительно называют «некодифицированной конституцией». Все знают, о чем речь и составлять единый документ как-то лень.
Среди них понятные включения Израиля и Саудовской Аравии (травма рождения), Новой Зеландии и Канады (стражи CoN не заслужили), Сан-Марино («старикам тут не место»).
Остаются UK и Швеция.
Обе монархии, по иронии судьбы, выделяются невероятным количеством разговоров об уважении к собственным гражданам.
Что происходит реально?
Возьмем для простоты UK.
Внешне нам показывают счастливую картину прогресса, начиная аж с 1215 года! Без шуток. Граждан еще не было, а их права уже учтены. Удобно.
Свободы прибавлялись весь XVII век, но застряли где-то на рубеже XVIII-го. Собственно, в момент начала фиксируемой истории массовых обществ континентальной Европы. Билль о правах это у нас 1689 год.
Потом следовал формальный Объединяющий Акт для парламентов Англии и Шотландии в 1707-м.
Всё, теперь нужно смотреть уже XIX век.
Выборные акты это у нас 1832-1867-1884 гг..
В 1832 году разрешили голосовать по имущественному цензу. Примерно у 8% граждан появилось избирательные права вместо 2,5-3%% (сложно считать точнее) до реформы.
Потом поступательно расширяли количество голосующих дважды. На момент 1884 года нельзя было голосовать значительной части мужчин и женщин.
Женщины получили право голосовать только в 1928 с некоторыми оговорками. Сначала процедуру обкатали на колониях и в пробирке - на Острове Мэн можно было голосовать с 1881 года. Специально зарегистрировавшись.
Для сравнения: первым в материковой Европе разрешили голосовать женщинам в Великом Герцогстве Финляндском (РИ). Это 1906. Нидерланды - 1919 год, США - 1920 год, Швейцария - 1971-й.
Дальше в два присеста 1969-1983 гг. доработали ситуацию до голосования с 18 лет и убрали из числа избирателей уголовников (!)
Последние изменения последовали в 2000-м, когда, в частности, разрешили участвовать в политике одиноким душевнобольным (в легкой форме).
Парламентские акты 1911-1949 гг. упорядочили сложное взаимодействие между двумя парламентскими палатами и сделали возможным его обсуждать публично без мифических отсылок к делам XVII века. До сих пор считается, что это главная законотворческая реформа внутри UK.
Стройное представление о политических партиях возникло только в 1998-2000 гг..
А общечеловеческие права гражданина?
Сложно сказать. Смотря кого именно.
Для наглядности можно взглянуть на дату включения UK «Европейской конвенции о правах человека» не на уровне внешнего согласия, а на уровне законотворческой деятельности внутри страны.
2000-й год.
Для сравнения: Франция - c 1958 года в конституции страны есть секция о правах человека, Германия - 1952, Италия - 1955, РФ - 1998.
И т.д..
К какому бы вопросу вы не обратились, везде есть объяснение почему это происходит с такой скоростью.
С одной стороны, всё логично. Право прецедентное, живем тут давно, видели многое.
С другой - ничто не мешает в любой момент откатиться назад в частных вопросах и трактовать права граждан произвольным образом, как в случае персональных данных и спецслужб.
В 1991 - 2015 годах зарегистрировано несколько издевательских попыток предложить UK конституцию. Каждый раз минируя поле перед заходом.
Вот 2015 года, создали целую комиссию по разработке Magna Carta #2 во главе с Робертом Блэкберном. Обозначили масштабные и благородные темы: защита свобод, равенства перед законом, борьба с бедностью (!), сопротивление тирании.
Серьезный подход.
Не нашлось нужного количества голосов, решили поступательно идти. Как предыдущие 200 лет. А то ведь тиранию и свободу слова придется уравнивать в правах. Может получится негармонично.
https://telegram.me/mikaprok