«Кризис жанра»
По мотивам событий последних выходных в Москве и не только (о «не только» мы поговорим обстоятельно в другом месте) в голове сам собой всплывает вопрос - как обстоят дела с потоком желающих наводить на улицах городов порядок?
Кто эти молодые мужчины и женщины, стоящие в «космическом» облачении напротив театральной толпы таких же в сущности жертв обстоятельств?
Казалось бы, работа мечты для выражения патриотизма в, так сказать, директивной форме. В наших идеологических изгибах туда должна стоять очередь в несколько километров.
Однако, есть много нюансов. Например, есть информация (не подтвержденная цифрами, как и многое в РФ), что конкурс в ОМОН уже несколько лет падает, части «НацГвардии» для охраны мероприятий и разгона митингов формируют из провинциальных подразделений, производство офицерского корпуса специально ускорено для восполнения уходящих в запас и т.д..
Если это так (предположим), то ситуация нисколько не уникальная.
Количество желающих служить в органах правопорядка снижается по всему миру.
Наиболее иллюстративна картина в США, где с начала 2018 года бьют тревогу на федеральном уровне.
Это в части цифр и проработки темы образцовый пример.
Во-первых, на верхнем уровне имеем обозначаемый дефицит кадров в несколько десятков тысяч человек. В 1997 году показатель был 2,42 ребят со значком на 1000 человек, сейчас - 2,17 на 1000 при нормативной емкости с учетом «оптимизации» штатов 2,32.
Кто-то говорит, что это самое низкое число за 4 года, а кто-то, плюсую Национальную гвардию - и за 15 лет.
Проблема не в ситуативных показателях, а в том, как устроен рекрутинг. Фактически, всплески случаются исключительно в момент повышения социального довольствия и пенсионных отчислений для бюджетных ведомств. Так деньги вбросили в бюджет 2011-2012 годов и восполнили кадровый голод. Потом вышли на плато и растеряли завоеванные таким образом позиции.
Т.е. естественная текучка кадров всегда отрицательная.
И это не удивительно, потому что, во-вторых, условия службы силовых структур пересматриваются редко, непоследовательно и в плохом смысле слова консервативно. По принципу от добра добра не ищут. С USPD работают несколько крупных рекрутинговых агентств, набирающих потенциальных добровольцев в академии. Требования каждый год снижаются. Теперь в штатах с низкой плотностью населения могут приглашать на офицерские позиции людей с нестандартной внешностью (буквальный пример: с татуировкой на лице), набором административных правонарушений и сниженным уровнем базового образования.
Тут, в-третьих, играет роль отсутствие унификации полицейского образования. Выпускникам заведений из разных Штатов очень сложно перемещаться по стране. Самих академий 600+ штук и уровень подготовки сильно варьируется от (условно) помощника по правовым вопросам до сержанта ВДВ для одной позиции. Поэтому в Техасе могут служить только те, кто там же и учился. Что сильно сужает рынок.
Наличие огромного количества вариантов трудоустройства после Академии дает возможность получать de facto престижное образование (на определенном уровне представлений о жизни), но выбирать безопасную работу «в тылу».
В-четвертых, гигантские проблемы со здоровьем новобранцев не позволяют многим служить в полях. Дело не только и не столько в лишнем весе, как это часто иронически обыгрывают, а в предпосылках к сердечным или легочным заболеваниям. То есть с большим трудом отобранный материал еще и отсекают по некондиции.
Наконец, самое главное - компенсируются полицейские из рук вон плохо.
Универсальный твист для любой территории.
У UK или Германии точно такие же проблемы, как и в США. Скажем на Острове выпускник полицейской школы зарабатывает меньше, чем официант в лондонском ресторане. 21 тыс. фунтов в год против 17 тыс. фунтов. Жуткий кадровый голод.
В ФРГ профсоюзы с одной стороны требуют соблюдения регламентации рабочих дней служителей порядка, а с другой - отсутствие желающих приходить на зарплату низкоквалифицированного рабочего ведет к занижению образовательного ценза. В следующем, 2020-м, году могут довести тест на уровень владения языком до базового, что открывает шлюз понятно для кого.
Поэтому есть ощущение, что скоро процесс продажи «стабильности» в секторе siloviki потеряет актуальность.
Тогда, переиначивая известную восточноевропейскую поговорку, охранять телевизор от людей, «смотрящих» в холодильник будет некому.
Hint: самая актуальная область для автоматизации :-)
https://telegram.me/mikaprok