«Инвестиции ради инвестиций»
Продолжаем в меру ограниченных сил рассуждать о вредных-полезных зависимостях (нужное-желаемое подчеркнуть).
На этот раз возьмемся за кофе.
Говорить содержательно о «напитке богов» не любят.
Дело даже не в спорном статусе, дрейфующем вот уже сто лет от фармацевтической панацеи до медицинского пугала и обратно. И не в появлении новых технологий (на старых дрожжах, грубо говоря).
Проблема здесь гораздо глубже.
Начну с самого невинного, на первый взгляд, вопроса: а рынок кофе в 2018-2019 годах растет или падает?
Перед нами одна из самых больших коммерческих загадок нашего времени.
Высокоуровневые цифры слабо бьются между собой и совершенно не ложатся на нижний слой. Там сплошные фальсификации и приписки, как обычно.
Ниже много скучных картинок с цветными столбиками и один странный вывод.
Вот как с позиции отчетной статистики выглядит дело. Взял пару источников наугад для наглядной иллюстрации.
Можно было разбирать очень долго нюансы, но дело не в них. Обрисую контекст.
Производство:
Рост на 6%+. Видим разделение на два основных вида, но за ширмой остаются кофейные напитки, коих множество.
Спрос на кофе в разрезе экспорта-импорта:
Рост на 1,5%. Уже без подвидов, все вместе.
Куда делась разница? Объясняют так: пить в странах производителях стали больше.
Не очень убедительно, положа руку на сердце.
Потому что многие годы в лидерах 4 скандинавские страны + Германия, США и Япония.
На кого сейчас ставка?
Основные потенциальные рынки:
Турция -- emergent market? "Come on"
Цены за определенный период +/- детально по рынку (показывают за пару лет):
(цифры от International Coffee Foundation)
Теперь цены за единицу без подвидов от Statista (взяты из отчета правительства Бразилии о состоянии дел на мировом рынке):
Где здесь, скажем, снижение стоимости между 16 и 17 годами?
Спрос снизился, цены как росли так и растут. Адам Смит горюет.
Всё это крепко (с молоком) замешано на гигантском количестве инвестиционных предложений на рынке тех самых кофейных и кофеино-содержащих напитков. Т.е. spin-off'ов производителей сырья.
Слышится оглушительный треск новых возможностей в 1% роста в год.
В действительности, измерить потребление кофе с учетом производства инфузий и заменителей очень тяжело.
Starbucks отчитывается о том, что растет потребление decaf и напитков с 70% добавками, а традиционный кофе пьют все меньше.
Не знаю - не знаю, допустим.
Что из этого следует? Когда люди играют с долями процентов на $150-миллиардном рынке много лет подряд, то это наводит на мысли о кризисе веры в продукт.
Интересный вопрос №2 - а кто расставляет фигуры на этой доске?
Продолжение воспоследует...
https://telegram.me/mikaprok