«10 шагов к заболеванию»
Вообще говоря, предсказательные социальные теории занимают почетное место в тройке самых востребованных предметов гуманитарного знания современной западной Академии.
Речь идет об оправдании бомбежек заковыристыми формулами при посредстве «независимых экспертов».
Подвизаются там люди замечательные (в биографическом смысле), с уклоном в футурологию 60-70-х и игривую фэнтезийность.
Раз уж зашла речь о предупреждениях массовых убийств, то самым значимым человеком на этом поприще является Грегори Стэнтон, профессор George Mason University и президент организации «Genocide Watch».
Как только в воздухе растворяется слово «геноцид», наш почтенный старец тут как тут со своими советами.
В чем его главная особенность?
Он, в отличие от сбора Big Data и тонкой аналитики, рассматривает не экономические реалии per se, а их идеологическое применение конкретным государством.
Другими словами, не сам факт наступления авторитарного правления, а то, что это авторитарное правление предлагает своим гражданам.
В целом, более разумная и аккуратная концепция, чем черный ящик с цифрами. При всем уважении к последним :-)
Г-н Стэнтон выделяет 10 шагов подготовки любого геноцида. Они по самой своей природе разнесены по времени и уже на первых двух имеет смысл начинать беспокоится о судьбе изолированных групп.
Большая часть из них очевидна, но для интереса имеет смысл все шаги перечислить:
1) Классификация. Необходимое условие подготовки вопроса о геноциде - наличие унижаемой группы. Если в обществе есть «мы и они», то это уже создает базу для развития.
Хуту и Тутси в случае Руанды и Бурунди являются образцовым примером.
2) Симболизация. Навешивание исключаемым группам определенных признаков, начиная от специфического наименования, истории их происхождения и заканчивая одеждой и бытовыми традициями.
Например, в Нигерии разные социальные и этнические группы носят отличающиеся головные уборы.
3) Дискриминация. На этой стадии доминирующая группа начинает использовать правовые инструменты в целях ограничения прав определенных этносов и/или социальных групп. У некоторых граждан появляется заметно больше привилегий, чем у других.
Например, таких прав лишены мусульмане в некоторых странах ЮВА.
4) Дегуманизация. Одна из групп перестает считать другую сначала полноценными, а потом и вовсе людьми. Члены унижаемой группы публично объявляются животными, насекомыми или болезнями, которые, разумеется, нужно лечить.
Примеров очень много, в Экваториальной Гвинее дошли до запрета глагола «думать», а «думающие» (не работающие руками) были обречены.
5) Организация. Государство создает и/или наделяет специализированными полномочиями силовые ведомства для борьбы с инакомыслием. Т.е. первым делом «защищаются» дисбалансные права исключаемых групп, а, затем, их начинают привлекать по надуманным поводам и провоцировать на агрессию.
Джанджавид в Судане или Тонтон-макуты на Гаити.
6) Поляризация. Начало активной пропаганды и работы групп активистов. Появляются первые жертвы на одной из сторон. Искусственно создаются, а потом столь же искусственно низводятся до предательства лидеры дискриминируемых групп.
Вероятно, самое яркое проявление указанного шага наблюдалось в процессе отделения Пакистана от Индии.
7) Подготовка. На повестке дня в высоких кабинетах возникает «окончательное решение вопроса». В СМИ возникает специфическая лексика: «очищение», «активный контр-терроризм», «этнические регуляции» и т.д..
Короткая, но запоминающаяся фаза луны, бывшая, например, у турок в 1914-1915 гг..
8) Гонение. Начинаются убийства вне законодательных регуляций страны. Ни с того, ни с сего с улиц пропадают люди. В этом состоянии можно прожить от месяца до трех - правительство, задумавшее геноцид, тестирует международное сообщество на предмет открытой агрессии. Если ее не следует (по разным причинам), то происходит переход к следующему шагу.
9) Истребление. Собственно фаза пресловутых газовых камер, расстрелов, пыток, забивания камнями и прочей дьявольщины. Длится от месяца до нескольких лет.
Здесь Красные Кхмеры дадут фору большей части радикального политического спектра.
10) Отрицание. С момента совершения преступления в самой стране оно считается не бывшим. Трупы сжигаются, могилы уничтожаются, свидетелей принуждают к молчанию. Все списывается на подавление этнического мятежа (никогда не бывшего) или в сотни и тысячи раз преуменьшается количество жертв, угробленных в соответствии с законом.
Например, Иди Амин заявлял, что вообще не знал о преступлениях своих министров и не может нести ответственности за них.
Всё просто, правда же?
Сформированы эти нехитрые правила были еще в 80-х, а активно сверяться с дорожной картой стали в период руандийского кризиса.
Любознательные читатели могут самостоятельно прикинуть насколько приведенные шаги соответствуют происходящему в Восточной Европе с 2013-2014 гг.. Если быть честным, то хронологический «бегунок» можно ставить и на 2004-й и на 1990-й годы.
Удобно.
Главное правило мастера-социолога пользоваться своими инструментами, а не откладывать их до момента «окончательного решения очередного вопроса».
Тут уж никакая социальная инженерия не поможет.
https://telegram.me/mikaprok