Кушать подано

Dec 04, 2018 23:35




«Здесь курят»

Некоторое время назад мы начинали говорить о превратностях здорового/нездорового питания.

Сегодня позволю себе небольшую ремарку об одном индустриальном нюансе.

В качестве громкого аккорда борьбы с курением Конгресс США санкционировал выкладывание документации табачных компаний. Тянули несколько лет и наконец бумаги робко полились в онлайн. До самого недавнего времени ничего сенсационного там не появлялось.

После долгих проводов Хэллоуина, в сеть выложили гигантский архив работы госслужб США с гигантами индустрии неврозов, а также их переписку с общественными фондами, маркетинговые материалы, спонсорские пакеты, а главное подробное обсуждение всей этой кипучей деятельности.

14 ... миллионов ... документов!

Называется всё это пафосно: «Truth Tabacco Industry Documents».

В действительности на стороннего наблюдателя никакой Правды с небес не свалится.

Всё и так ясно, как божий день: олигополия наркокартелей в условиях попустительского государственного регулирования.

Детали же куда любопытней. Кипа скучных бумаг с цифрами и графиками - сокровище в руках профессионального социолога. Та небольшая часть, которую я успел пройти с микроскопом, содержит несколько инсайтов.

Поделюсь только одним, как кажется, многое объясняющим про ту реальность, в которой мы живем.

Из деятельности с научными центрами видно, что табачные гиганты примерно за 10 лет до начала активной борьбы с курением знали, что именно их ждет. Финансирование они стали постепенно урезать. Им сознательно дали достаточную фору для перехода на новые рельсы.

Речь идет, разумеется, о развитых странах первого мира. Второй мир опоздал еще на 10 лет, а в третьем эта волна только начинается.



Как ребята распорядились предоставленным гандикапом?

С 80-х годов прошлого века RJR, Loewe, UST, Booke, BAT и Philip Morris начали скупать компании производящие напитки, продукты питания и заходить в качестве акционерного капитала в сети фаст-фуда. Это не единственное приглянувшееся им занятие: кто-то перебросил все силы в медицинское страхование, а кто-то в добычу алмазов.

Но очень большая доля финансовой активности развернулась именно в этих индустриях.

Среди крупных и известных покупок были Kraft Foods и Nabisco, среди куда менее известных - доли в Nestle, Coca-Cola, KFC и т.д..

Главное тут, как они распорядились возможностями. Простым (со)владением дело не ограничилось. Как показывают рыночные исследования того времени (а найти оригиналы 1986 года в 2018-м уже подвиг) в сторону «гражданских» предприятий полились «военные технологии».

Систематический трансфер профессионалов, стратегий и, в конце концов, знаний об устройстве госрегулирования продолжался до начала 2000-х. Потом уже все перемешалось, а табачных гигантов стали прибирать к рукам.

Именно на период времени революционной свободы пришелся взрыв производства сахаро-содержащих напитков, углеводных батончиков и эксперименты с усилителями вкуса в фаст-фуде.



С 1986 по 1993 год компании производители «вредной еды» полностью адаптировались под продажу наркотиков: они стали массово вкладываться в спортивные мероприятия, спонсировать защиту окружающей среды и со страшной силой пошли в научно-популярную (популисткую) деятельность.

Очень сильно поменялось регулирование, реклама, да и продуктовый маркетинг. Те же Nestle, PepsiСo и Mars обеспечили себе 15-20 лет невидимого глазу процветания минимальными финансовыми вливаниями.

Например, вот этот прием, адаптацию фаст-фудом «здорового питания», как компенсацию за двойные порции «нездоровой еды» в меню, предложил именно маркетолог из BAT.

Или надпись на упаковке «не содержит...» чего-то вредного, но не имеющего отношения к этому конкретному продукту - их же выдумка.

Горы новаций, горы.

А вы говорите, потребление никотина ведет к мучительной смерти. Нет, к смерти ведет совсем не это :-)

Как говорится: можно бросить курить, но нельзя бросить есть.

https://telegram.me/mikaprok

#табак, industry, #курение, #еда, #bat, tabacco, #маркетинг, #фаст-фуд, trivia, usa, bat

Previous post Next post
Up