«Тут у меня посылка для вашего мальчика!»
Л.Г. Парфенов и новые «Русские евреи».
В момент, когда я решил мягко похвалить новую инициативу интеллигентного сотрудника центрального телевидения, многие спрашивали, как я к нему отношусь в целом.
В целом, критически и вот вам экземпляр.
Леонид Геннадьевич три года снимал масштабный цикл «Русские евреи» после чего год чесал по городам и весям с выступлениями. Собрав кассу он широким жестом выложил все на видное место. Внимательный зритель в моем лице сел и потратил три часа, широко открыв глаза.
Есть одна хорошая и три плохих новости.
Начнем с педагогической похвалы - он остается профессионалом.
Человек в 60 лет не теряет хватки, сам ездит по всем этим деревням, возит сапоги и дождевик, читает звонким голосом БСЭ, цитирует интернет и ехидно острит.
Скверно, что, пожалуй, это весь перечень того, что он делает хорошо. На примере «Русских евреев» одно удовольствие делать разбор российской (псевдо)исторической журналистики и (псевдо)развлекательного телевидения.
Первое замечание. Стиль. Смотреть это человеку до 25 лет будет сложновато. Вырезки, перебивки и медиа-включения не предполагают диалога, к чему молодой зритель успел привыкнуть и отвыкать не хочет.
Все наигранные конфликты нарратора узнаваются за несколько трамвайных остановок до того, как они успевают превратиться в загадку для зрителя.
По форме с 2002 года ничего не поменялось, а за это время выросло поколение людей, которым покажется, что дедушка над ними издевается :-) Возможно тут продуманная тактика, но монтажера не помешало бы сменить. Существующий явно устал и/или его плохо кормят.
Впрочем, это цветочки. Ягодки впереди.
Глобальная проблема и надгробие для профессии: в фильме представлена только одна точка зрения. Вообще.
Разумеется комплиментарная рассматриваемому предмету. Никаких объяснений этому не дается и выглядит всё очень слабо.
Антисоветский советизм в исполнении мэтра: до 1917 года о малом народе не думали и по мере сил притесняли, после 1917-го гонения разрядились коротким периодом взаимного доверия, быстро сменившегося новой чередой морального непонимания.
Художественный фрагмент про погромы вообще не выдерживает критики, а это эмоциональная опора первой части повествования.
Как это можно показывать в 2018 году ума не приложу.
Кажется, даже в школьных учебниках за 8-й класс подоплека событий тех лет излагается более обоснованно.
Ой, вей.
Я понимаю, что это не задача «г-на оформителя» размышлять над историей, ее нужно экранизировать, но раз уж взялся за гуж, то не говори, что не лучший журналист РФ.
Для рассказа о сложной этнических перипетиях гигантской страны, и страны совершенно не знакомой ленинградскому блогеру, не достаточно любить недорогое бургундское вино и покупать рубашки Essentiel.
Нужно попытаться со своей стороны разобраться в предмете и его полюбить. Этого нет, зато есть «информационное обслуживание населения», а точнее отдельной его части.
Все же понимают, кто именно дал деньги на производство и какого результата ожидала референтная группа.
Надеюсь, хотя бы она осталась довольна такой трактовкой. Хотя я бы, если честно, не был так уж благосклонен.
Ведь плохо рассказанная история хуже умолчания, ибо в ней всегда можно найти дыры.
На самом деле вся структура «Русских евреев» висит над бездной.
Перед youtube-премьерой создатель скромно упомянул, что мы живем в плавильном котле и даже «наше всё» - мулат. Мы же не обращаем на это внимание и считаем курьезом.
Согласились.
Русские удивительно культуроцентричны. Любой привходящий элемент, пользуясь наработанными приемами, может стать заметной фигурой, «всего лишь» обладая талантом.
Крайне въедливая среда.
Русская культура в работе экспонирована набором имен, а где, позвольте спросить, культура самих евреев в России?
Не прочитано ни одного стихотворения на идише, не было ни одной цитаты из Торы, не обсуждались законы кагала (хотя он и упоминался в нейтральном ключе), в конце концов рассказали бы об отношениях с клиентами фабрикантов еврейского происхождения.
Ай-яй-яй.
Я думаю, скажи кто-нибудь Мандельштаму в лицо, что он еврейский поэт, несчастный просто не понял бы прикола.
Даже Ойстрах-старший бы с этим не согласился, будь он опрошен г-ном Парфеновым.
То же в другой форме касается и певцов-купцов-портных. Выдающиеся экземпляры обрусели до степени слияния с местностью, а сохраняющие связь с местечками просто не выбились в люди. О них нет смысла говорить.
Поэтому словосочетание «русский еврей» не как банальная этническая характеристика, а как пафос предельных достижений духа, дополняющий русскую культуру, представляет собой оксюморон.
Коммерчески, повторюсь, все выполнено не блестяще, но удовлетворительно.
Оформил портрет.
Однако, с подобным багажом зеркалу российской журналистики соваться в русскую культуру, пожалуй, не стоит.
https://telegram.me/mikaprok