Начало Возвращаясь к прижимистым нефтянникам и щедрым инвесторам-мультиинструменталистам.
Суд, слава Богу не высокий и не лондонский, вынес решение о выплате «Роснефти» 136 миллиардов рублей компенсации за недопереподготовленный АФК «Системой» к продаже актив в виде «Башнефти».
Забавно, но у «Системы» нет таких денег. По крайней мере официально.
Согласно отчетности за I квартал 2017 года, на счетах сейчас находится порядка 20,5 млрд рублей. А чистый долг корпорации превышает 94 млрд: компания в последние годы активно инвестировала в новые проекты, докапитализировала некоторые дочерние структуры и расплачивалась по собственным обязательствам.
Таким образом, как и положено грамотному финансовому учету, все это время «Система» платила низкие дивиденды, ссылаясь на скорое наступление счастья.
В подобной ситуации есть три варианта развития событий, в зависимости от целей Игоря Ивановича и Ко:
- мировая. Судя по наращиваю мощностей вокруг конфликта двух хозяйствующих субъектов ничья не входит в цели «брильянта в королевской короне»;
- формальная процедура. Тут куда ни возьмись сплошь плохие опции: «Система» может взять кредит, подать на реструктуризацию долга или что-то продать.
Кредит в такой ситуации можно попросить только у двух игроков на рынке и он непременно будет под залог чего-то значимого. Например, МТС. Единственный генерящий актив. Для Владимира Петровича потеря телекома повлечет банкротство всей УК. «Рис покинул плов».
Реструктуризация может быть только жесткой и, очевидно, пострадают акционеры. В том числе западные. Они заранее себя обрекают на многолетние нули в графе доходность. Скорее всего в этом случае свои доли они скинут.
Продавать особенно не кому, кроме государства, имеющего желание брать только с 95% дисконтом. Вариант так себе для «Системы», но удобный способ получить наконец-то первого стопроцентного государственного мобильного оператора и ввести его под малоосмысленное (сужу по текущим проектам) управление «Ростелекому».
- наконец, третий вариант,о котором не принято говорить - расчет «под ключ» в офшорах, непосредственно между бенефициарами. И у «Системы» и у «Роснефти» есть соответствующие инструменты не только для регулирования операций не на территории РФ, но и для учета приобретения собственности через Багамы, к примеру.
Кстати, про офшоры.
Недавняя буря в стакане воды по поводу хранимых там средств, эквивалентных всем банковским вкладам внутри страны многих прошла стороной. Надо сказать, совершенно правильно. Потому что:
а) там хранится гораздо больше номинальных оценок: примерно ~20% всей денежной массы в мире проходит через оффшоры.
б) сам по себе доклад о России крошечная часть расследования США в рамках глобального процесса деофшоризации, о котором я как-то уже писал.
Все развивается стремительно.
В июне 2017 года члены Конгресса США Питер Кинг и Кэролайн Малони представили на обсуждение Corporate Transparency Act, а сенаторы Чак Грассли и Шелдон Уайтхаус - True Incorporation Transparency for Law Enforcement (TITLE) Act. Акты требуют раскрывать информацию о бенефициарных собственниках юридических лиц на территории США (как мы помним, в Неваде и Делавэре можно регистрировать компании без публичного раскрытия информации об их владельцах). Если законопроекты примут, они поспособствуют повышению прозрачности ведения бизнеса в США и серьезно улучшат национальное антиотмывочное законодательство, сократив, заметим, приток денег в экономику страны.
Параллельно с этим ЕС готовит единый реестр бенефициарных собственников на своей территории, и в антиотмывочных целях запретил анонимное владение трастами с июня 2017-го. Массовый побег владельцев анонимных трастов уже случился в Новой Зеландии.
Власти Великобритании также приступили к разработке инициатив по раскрытию информации. С июня находящиеся в британской юрисдикции компании обязаны указывать информацию о лицах со значительным контролем в едином реестре.
В апреле изменения коснулись одного из самых популярных офшорных бастионов - BVI, зависимой территории Великобритании в Карибском бассейне. Правительство BVI приняло The Beneficial Ownership Secure Search System Act, The BOSS Act, который вступил в силу 30 июня 2017 года.
Теперь все зарегистрированные на BVI компании будут вносить в специальный реестр информацию о бенефициарных собственниках, включая их паспортные данные. Эта информация будет предоставляться по официальным запросам британских властей в рамках обмена налоговыми данными.
В этом месте недурно было бы вспомнить
недавний пост о новых правилах UK для всех нерезидентов. Они, как вы понимаете, распространяются теперь и на безналоговые владения короны. Дотянулась костлявая рука.
Доступ к сведениям потенциально могут получить и налоговые органы других государств - например, ФНС России: 4 июля налоговое ведомство исключило Британские Виргинские острова из проекта списка черных офшорных территорий, которые не обмениваются с Россией налоговой информацией.
BVI, как теневой рай, был обречен еще несколько лет назад. Количество зарегистрированных там компаний последние годы падает, но остались еще несколько вкусных юрисдикций для временного размещения неправедно нажитых средств: Белиз, Сейшельские острова, Багамских островах, Кипр, Гонконг, Сингапур, ОАЭ, Гернси, Лихтенштейн и Швейцария.
В последнем случае, Интерпол может запрашивать, а если того требует дело, и разглашать публично информацию о владельцах активов. Уже не очень интересно, к тому же дорого.
Но варианты есть.
Поэтому, вся эта история борьбы «Роснефти» и «Системы» приобретает еще и оттенок передела оффшорной собственности за ширмой корпоративных разбирательств.
https://telegram.me/mikaprok