«Штрилиц никогда не был так близок к провалу»
За 20 лет своего существования Netflix прошел путь от минорной службы заказа DVD по почте, до «фабрики грез» с колоссальным зрительским охватом.
Кажется нет любителя сериалов, которые бы не смотрел что-то от Netflix.
У сервиса 104 миллиона подписчиков, согласно официальной статистике. Это на 25% больше, чем год назад и практически в 4(!) больше, чем 5 лет назад. Продукция обсуждаемой компании составляют около 27% (просто вдумайтесь) всего сериального траффика Северной Америки. По наградам и номинациям Netflix уступает только HBO (из-за «Игры престолов») и уже ни одна голливудская студия не может даже примерно приблизится к тому количеству Emmy, которые каждый год штампуют Netflix, HBO и AMC.
Символичный шаг: в начале года компания даже переехал в 14-этажное здание в Голливуде, потому что бумажные доходы позволяют подтвердить статус успешного бизнеса.
Акции растут: почти на 50% за 2016 год.
Однако большая часть экспертов медиа-индустрии относятся к походу Netflix за правдой весьма насторожено.
Рост не может быть вечным, да и поле становится все более конкурентным.
Обратной стороной славы является понятное и где-то даже простительное головокружение от успехов, которое тем не менее заводит компанию в тупик.
Последний аудит выявил типично голливудскую картину, которая в отличие от традиционной кинопродукции, носит хронический и фатальный характер: популярный сервис накопил порядка $20,54 миллиарда долгов.
2,5 своих годовых оборота.
В 16 году их было 6 с копейками миллиардов.
С учетом ожидаемой операционной прибыли в районе $400 миллионов в 2017-2018 гг. сумма выглядит устрашающей.
Куда утекают деньги?
Гигантское количество кэша вливается в производство все более изощренных сериалов, а теперь уже и фильмов, как художественных, так и документальных. Только в этом году планируется потратить $6 миллиардов на контент.
Компания делает акцент на производство собственной продукции, а не лицензировании стороннего производства. За 2 года предполагается нарастить количество «марочных» программ до 50%, превратившись из площадки для распространения («супермаркета кино») в «завод кино», т. е. предлагается повторить путь голливудских студий классической эпохи 20-50-х.
Весьма рискованный путь. В случае супермаркета можно выбрать лучшее из имеющегося и транслировать без оглядки на собственное чутье. С меньшей финансовой отдачей разумеется, но и гораздо меньшими рисками.
Теперь же предлагается начать самостоятельно формировать вкусы аудитории и вкладываться в дорогущие проекты с непредсказуемым результатом.
Сейчас около 70% всей продукции, демонстрируемой на канале, производится не им и Netflix вынужден лицензировать под себя каждый купленный тайтл.
Помимо растущей базы подписчиков и беспрецедентных трат на контент, 2017 стал годом закрытия максимального количества собственных неудачных шоу.
Лучшие шоу сделаны не самим сервисом. «Оранжевый - новый черный» производится Liongate, «Карточный домик» - Media Rights Capital, «Корона» - Sony Pictures.
Стоимость «проката» успешных сериалов со временем растет и канал находится у нехорошей развилки: либо производить свое с понятными (гигантскими) тратами и непонятным результатом, либо закупать чужое - с понятным результатом, но непонятными тратами.
Маховик на этом этапе сложно остановить и скорее всего в какой-то момент можно ожидать резкого падения. Даже можно примерно сказать, какие обстоятельства на это укажут: изменение динамики добавления новых подписчиков при 2-3 неуспешных собственных проектов стоимостью $50-60 миллионов каждый. Масштаба «Sense8».
Их нечем будет быстро заменить и количество подписчиков упадет еще больше и т.д.. Так называемый «китайский велосипед».
Конечно же, Netflix не одинок в своей беде.
Amazon Hulu тоже нагенерил большое количество долгов, при этом сам Amazon продуцирует достаточно кэша, чтобы латать все дыры и показывать положительный баланс своего детища.
У Netflix такого золотого костыля нет.
Как в свое время сказал Майк Тайсон: «Чем они больше, тем громче они падают» :-)
https://telegram.me/mikaprok