Суд Линча

May 22, 2017 22:37




Вынужденно продолжим о сериалах.

Вчера состоялась мировая премьера «Твин Пикс». Который как бы третий сезон, но как бы и нет.

Все знают пронзительную историю, повествующую об отключении г-на Линча от финансирования и прерывании контракта, обернувшееся жестокой, даже шокирующей концовкой второго сезона.

Как убеждают нас два соавтора сам мэтр и г-н Фрост - формальное продолжение является просто 18-часовым фильмом. Абсолютно самостоятельным произведением популярного искусства.

Что же, остается только поверить в их порядочность (и цинизм).



О личном.

Приквел к «3-му сезону» я посмотрел много лет назад, в середине 90-х, и он на меня произвел очень странное впечатление.

Десять лет спустя я пересмотрел «шедевр» по второму кругу и смело нарисовал галочку в графе «культурное посещение контактного зоопарка Сансет Бульвар». До этого под таким же лозунгом прошли: «Шоссе в никуда» и «Внутренняя империя», поэтому все прошло гладко.

Уже стало ясно к чему г-н Линч клонит и на последних метрах можно было расслабится, наконец начав получать удовольствие.

В феврале этого года я решил быть добросовестным критиком и в очередной раз подвергнуть себя многочасовой экзекуции.

Очень люблю Бадаламенти, неспешный монтаж с врезками 100мм линзой по 30 секунд и циничного андроида Кайла Маклахлана, но, признаться, совсем без «Back-Forward» не смог.

Хотелось это многослойное библейское повествование ужать до короткого высказывания.



Есть порталы с посещаемостью до 100К уников в сутки, единственной целью которых является разгадка “убийства Лоры Палмер”. Тут вот пару месяцев назад симулировали продолжение сериала в twitter. Молодцы, да.

Гигантское количество людей пытаются отгадать в чем суть линчевского мистицизма, а он живет не в пространстве рациональных объяснений, а строит дотошно и аккуратно эмоциональную цепочку восприятия. Такое НейроВизуальноеПрограммирование :-)

Кубик-рубика, который случайно выпал на стол из космоса (;-)). Его невозможно разгадать, потому что у артифакта непредсказуемо меняются цвета граней.

Говорят «Малхолланд-драйв» задумывался как сериал, а потом, по доброй традиции г-ну Линчу опять не дали денег и он вынужден был надстроить час съемок на 50-минутный пилот первого сезона. Да так, чтобы все выглядело, как авторское кино.

Затея удалась, до сих пор гадают, что именно он хотел сказать. Вот то и хотел сказать - хочу честно заработать на проявке 30 км. фотопленки. «Я же художник» (кстати, да, действительно художник).

Тем не менее, в американских медиа практически не осталось ни одного «романтика» с большой буквы «Р».

Джармуш на старости лет стал снимать черно-серое немое кино с аурой, но без малейших эмоций.

Линклейтер снял невероятный «Boyhood» (практически толстовский материал) и сразу после этого упал физиономией в сахарную вату под названием «Everybody Wants Some!!!». Последний артефакт я, очень терпеливый зритель, не смог усидеть.

Можно в голове перебрать еще пару-тройку имен второго дивизиона, находящихся в столь же посредственной форме, и получается волей-неволей - the last man standing все тот же мэтр.

Творчески пережил всех. Что значит он не курит, не пьет и не злоупотребляет кокаином (во что иногда невозможно поверить, но дедушка держится бодрячком).



О чем бы не писал Линч-сценарист, и что бы не показывал Линч-режиссер, он говорит о метасценарии самой киномеханики. Он тоже смотрит телевизор со своими зрителями и смеется над ними, и, надеюсь, над собой.

Поэтому при всех заскоках, некоторые вещи он угадывает с пугающей точностью. Именно подсознательно.

Если из «Миллиардов» выглядывают уши всех классических голливудских, а значит и национальных антагонизмов Америки прошлого, то «Твин Пикс» произвел на свет все модное американское телевидение 2010-х.



Сквозь этот мистический шар виден «Lost», атмосфера «Fargo», вплоть до покадровых цитат. «True Detective» в своих лучших проявлениях стряхивает пыль с 25-летних видеокассет.

Да что там: расхваливаемые на каждом углу и пока непонятно за что «Американские Боги» просто доносят в рабоче-крестьянской форме вот все эти метания агента Купера между Белым и Черным вигвамами.

Правда до сих пор никому, даже вызывавшему столько надежд «Лосту», не удалось достигнуть той степени неопределенности «Черного квадрата», какая с издевательской легкостью получилась у «Твин Пикс».

В общем, у зрителей его нетленок по крайней мере с 1992 года в голове крутится два вопроса: "Кто убил Лору Палмер?", на него искать ответ бессмысленно, и "Зачем я все это смотрю?" - тут хотя бы можно сделать попытку честно написать об этом.

https://telegram.me/mikaprok

#lynch, #твин пикс, #twin peaks, cinema, critique, #сша, #линч

Previous post Next post
Up