Суток не прошло, а вчерашний либерал перекрашивается с помощью фотошопа и зеленки в фашиста.
Воистину воскресе!
Век живи -- век учись. Тем количеством идеологического пластилина, который запасен в районе Старой площади можно покрыть половину территории Марса и вы даже не заметите потерь.
В этой связи мне бы хотелось затронуть такую щекотливую тему, на которую ОЧЕНЬ не любят говорить: реальный генезис политических партий.
Тут ведь зарыто все самое ценное, поэтому зона окопана траншеями, завешана флажками и знаками «Не приближайся - убьет!».
Мы возьмем какой-нибудь авторитарный режим в далекой «латиноамериканской стране» и наш демократический строй оставим в покое.
Все-таки у нас президентская республика, а не Гватемала или Никарагуа. Ну вы понимаете.
Итак, небольшая выдержка из книги о вкусной и здоровой борьбе.
Первое, что нужно сделать: создать массовое объединение людей. Это не так сложно, как может показаться, но есть несколько правил, о которых необходимо все время помнить.
Во избежание общего подрыва ситуации. Тоже не бином Ньютона:
- поскольку политического поля нет, то фишки со словами «право-лево», «коммунист-фашист» можно смело откладывать в сторону. Они вам в ближайшее время не понадобятся. Все козыри в подобной риторике всегда будут на стороне действующей власти. Она сама решит, кто коммунист, кто фашист, а кто националист вне зависимости от вашего собственного самоназвания
- объединение должно строится вокруг практической "профсоюзной" цели: увеличение зарплат, роста пенсий, производительности труда в сельском хозяйстве. Берите любую актуальную проблематику.
Авторитаристы как огня боятся появления массовых объединение граждан, поэтому на шахматный доске стараются занять все клеточки.
На свет появляются бесконечные и бессмысленные комитеты солдатских отцов, «трактористы Чили за ясную совесть», молодежные движения "Ваши" и прочая и прочая. Их основная задача не в деятельности, а в занятии потенциально интересной ниши, которая в других условиях использовалась бы для политической борьбы.
К счастью, в любой наугад выбранный момент времени всегда есть одна-две-три вакантных позиции, ибо, как вы понимаете, жизнь не стоит на месте.
Но есть и ловушки, в которые могут попасться отчаянные любители «социальной справедливости».
К примеру, тема коррупции с политической точки зрения бесперспективна. Это игра общественного деятеля, пусть крупного, но не видящего горизонта применения этого оружия. Ведь оно самоубийственно -- в коррупции можно обвинить всех. В первую очередь его самого. И регулярно обвиняют во всем мире :-)
Всё еще зависит от масштаба личности. В информационном обществе слонов можно осмотреть с разных сторон.
Поэтому то, что для маленького пенька - рупор, для крупной государственной трибуны может оказаться надгробной доской
- четкая цель предполагает не менее согласованную программу действий. Делай раз, делай два. Объединение всеми силами должно избегать внутренних дрязг, видимых снаружи. Если у вас в штабе все время драки между отцами-основателями, то это явный признак провокационного характера всего движения.
Людей объединили, нагрели ожиданиями и потом предсказуемо "обломили". Так по кругу.
В ключевые моменты всегда гаснет свет и лидер разводит руками -- «опять двойка» :-(
- особое внимание всегда уделяется офицерам и рядовым бойцам силовых структур. От них нельзя дистанцироваться и их высмеивать. В конце концов, они точно так же делают свою работу, как и все остальные. Жизненно необходимо занять изначально адвокатирующую их поведение позу и набирать среди них своих апологетов. Благо о политике речь не идет, цели здесь самые практические. Поэтому ничего не мешает плюсовать всех позитивных людей в погонах.
Те, кто во всех бедах обвиняет силовиков -- раскалывается общество и лишает себя рук для активной фазы борьбы. Взрослые и здравомыслящие люди на такое не идут
- вести активный и легальный диалог с действующей властью. Вы представляетесь человеком дела, а не политиком. Простым парнем из бразильской глубинки, решающим посильные задачи своего уровня. Веселый, заводной, свой.
Никакой чернухи, никаких, не дай Бог, личных наездов на кого-то с поднебесного Олимпа. Все это имеет обратную силу. В ваше же дерьмо вас же и опустят. Нужно не редуцировать, а наращивать разговор деталями и подробностями
- у движения должно быть 2-3 фигуры первого уровня и, по крайней мере, 6-7 фигур второго для моментальной замены. На следующим уровне - еще три десятка. Иерархия. И Центральный Комитет творческого объединения.
«Вождизм» на этом этапе недопустим из практических соображений. Буквально через пару-тройку предложений скажу почему, если это не самоочевидно :-)
Итак, вы создали социальную структуру с практическим целями защиты «собачек-кошечек». Обзавелись печеньками и большим коворкингом в центре Буэнос-Айреса. Ну если есть начальный капитал. Так-то и виртуально можно сидеть в катакомбах.
Что дальше?
Годика 2-3 нужно поработать. Развивать бурную ненулевую деятельность, защищать права, бороться с косностью и оказывать мелкие протекции.
Должны быть минимально видимые результаты жизни объединения.
После этого самое время совершить первый политический демарш. Он, сюрприз, должен быть не в сторону власти, а в сторону ее опереточной оппозиции.
Ваше движение всеми фибрами коллективной души должно топить за режим. ТЧК.
Выходить на приветственные марши перед правительственным дворцом, набиваться в друзья к чиновникам, выступать от имени госструктур. При этом нужно сепарировать мух от котлет. В стиле за все хорошее, НО против всего плохого. «Кое-где у нас порой».
Ну и конечно же вставать на защиту гаранта конституции. Вплоть до прямого предложения создать личную гвардию светлейшего господина Нарьеги из имеющихся у вас добровольцев.
Опытные политики наверху испытывают животный ужас при виде независимой и дружественной (!) им структуры.
Почему?
При авторитарном (не диктаторском) режиме у них просто нет легального противоядия от такого приема! Finita la comedia.
Именно на этом этапе лидера объединения могут попытаться устранить физически (убила ненавистная ему оппозиция) или "купить" (оказался ненадежным человеком, попался на взятке в $1 млн., у всех свои слабости).
Вот тут-то нам и пригодится последний пункт повестки, под кодовым названием "комитет".
А лидера нет - у нас все равны. Всех не убьешь и не купишь. Хорошая оппозиционная сила это гидра в сотню голов. Каждое политическое убийство приводит только к росту числа ее сторонников.
Грязь, при явной поддержке властей, может обернуться боком всем.
«Сплотим ряды, товарищи!»
Все это видят и не рыпаются.
Дальнейшее понятно - начинается позиционная игра между «заклятыми партнерами».
Гегемон пытается закрыть для идеологического движения все клеточки на доске и уже имеющийся пар выпустить в сторону «карнавализма». Хотите мне помочь - облейте йодом подставного оппозиционера (коррупционера и т.д.) и не мешайтесь под ногами.
Покупаться на это не следует. Нужно делать серьезную мину и грузить «за мирный атом». Мол, поговорим по-хорошему, зачем нам провокации. Создадим рабочую группу и потихоньку, полегоньку...
У оппозиции противоположная задача - всеми правдами и неправдами занять рычаги административного управления, т. е. формально наводнить власть своими людьми. Желательно даже не на высоких позициях (там велика роль смены полюса), а на уровне исполнителей +1, +2.
Идеально - в тех самых силовых структурах.
Через несколько лет, в зависимости от трех-четырех десятков привходящих факторов, открываются варианты развития событий.
В какой-то момент, что чаще всего бывает со странами Латинской Америки, можно оказаться один на один с марионеточным президентом. Найти локальный баланс ваших сил.
Тут следует короткий удар ножом в сердце под видом защиты интересов политического патриарха.
«Нашего дорогого господина Нарьегу хотели свергнуть - смерть хунте проклятого Чавеса!»
Функция политической культуры решить, насильственно или аппаратно (что бывает гораздо реже) осуществлять эту операцию.
Солить по вкусу: госпереворот, смена правительства одним днем, внезапный уход в отставку безоговорочного лидера и т.д..
В более зрелом обществе такая фигурная лепка из нескольких кусков разношерстных «мнений» может существовать годами и в результате закрепится… правильно, в виде той самой двухпартийной политической системы.
Я нарочно опускаю некоторые важные шаги-метаморфозы, но на определенном этапе все так и происходит.
Вот уже тут, когда поле между игроками расчерчено и они находятся на своих черно-белых клетках появляется долгожданная идеология. Более тонкий инструмент дистанционной борьбы между «левыми и правыми». Задаются словесные правила игры и народ поочередно бросает кости.
Как мы видим, отдельно взятые страны через подобный процесс реальной политической эволюции не прошли. Нет элит, которые бы выросли из движения в партию (без пропуска половины шагов) и включали бы в себя нефиктивных «олигархов-силовиков». В свою очередь, прошедших путь от университета до почетных граждан под сенью уютного движения.
Вся политическая культура строилась не от печки, а является наносными картонными декорациями, спущенными буквально с неба. Deus ex machina.
Поэтому любую силу, возникающую на этом поле, можно легко проверить нехитрым bullshit detector. По пунктам.
А начинать плясать, коли уж так приспичило "боливийцам" поиграть в политику, нужно как раз от печки - конкретных неполитических задач и целей.
Написанных на бумажке.
Если их нет, то о чем разговаривать-то?
https://telegram.me/mikaprok