По сравнению с жизнью общества за пределами школы, школьная жизнь в 90-е была аполитична. После разгона комсомола и пионерии на их месте был вакуум. Очень слабо его заполнили деятели местного или муниципального уровня (типа лужковского "Москвоведения" в Москве же, которое быстро сдулось), плюс культ Победы с пиком к 50-летию. С размахом последних советских кампаний - 40летия Победы, 70летия ВОСР, 65летия образования СССР - вообще не сравнить (если именно про школьный уровень говорить).
Провоцирующие на "политику" предметы, такие как история, биология, география действительно серьезных споров не вызывали. В истории пережевывали отличия российских учебников от советских - а по сути ранне(?)российские учебники это всё та же марксистская белиберда про классовую борьбу и смену формаций, разве что совсем уж тяжелые случаи заретушировали и добавили актуального из перестроечного репертуара - пакт МР, ГУЛАГ, Солженицин. В географии российской просто игнорировали СНГовию и сосредоточились на зубрежке фантасмагоричного административного устройства РСФСР-РФ. Продолжали жевать производственные комплексы Урала и Центра, от которых скоро рожки да ножки останутся, при почти полном игноре роли ТЭК. В географии зарубежной игнорили существование ЕС, расширение НАТО на Восток. В биологии 90-х в целом всё было спокойно, креационисты это явление 00-х. В литературе очень плавно убирали Чернышевского, советского Островского, Горького (не до конца). И то под нажимом родителей. Вот и вся политика в школе 90-х.
Моё школьное время тоже пришлось на 90-е. В целом, готов согласиться. Из явной политизации была только история XX века (учитель рассказывал байки про чорный-чорный бериевский воронок, который катал по Москве в поисках девушек, предназначенных для высочайшего изнасилования на даче) и отчасти литература (училка отчаянно пёрлась по Серебряному веку и периодически кляла репрессии против Гумилёва и прочих). А так, по сравнению с жизнью вне школы, полная деполитизация.
Политика в школе это не официоз, а "разговорчики в строю". Как раз того вида, который я привел. Их было море. На истории вообще не знали, что рассказывать и либо пропускали кусками, либо гнали руду из советского прошлого.
Все, что вы перечислили -- не мало. С учетом того, то именно об этом рассказывал и какой был диссонанс.
Было одно явление, можете назвать его политическим)), относящееся только к 90-м.
А именно, в ряде хороших школ появились компьютерные классы (иногда даже на IBM PC, иногда и с локалкой), а в ряде хороших и удачливых к этому классу прилагался энтузиаст, иногда из ВУЗовских преподавателей.
И вот вокруг этих классов было сломано большое количество копий, кому, с какого класса и чем на этих компьютерах заниматься. Кто-то в итоге этих политических баталий с 7-8 класса имел четыре часа в неделю с адекватной программой (половина времени программирование C/Pascal, половина - DOS / Win 3.1., текстовые редакторы, СУБД, графические редакторы, основы работы по сети, печать, сохранение данных). Если препод был совсем толковый, он оставлял минут 20 на качественные игры (Civilization, Dune, Simcity, авто- и авиасимуляторы; не Doom или тетрис)) ). А кто-то, в соседней школе, изучал Basic по бумажному учебнику и имел возможность "посмотреть на компьютер" (БК,Robotron или еще какой немощный динозавр) из-за плеча учителя 45 минут в неделю. В итоге кто-то к 2000 году мог "на одном языке" общаться с молодежью из Кремниевой долины и легко вписался в прекрасный новый мир, а кто-то осилил году к 2005 "текстовый редактор Word", обильно потея на платных курсах. Не знаю чем сейчас на информатике занимаются. Думаю что в среднем по больнице всё тот же Basic и вычерчивание блок-схем на бумажке.
Провоцирующие на "политику" предметы, такие как история, биология, география действительно серьезных споров не вызывали. В истории пережевывали отличия российских учебников от советских - а по сути ранне(?)российские учебники это всё та же марксистская белиберда про классовую борьбу и смену формаций, разве что совсем уж тяжелые случаи заретушировали и добавили актуального из перестроечного репертуара - пакт МР, ГУЛАГ, Солженицин.
В географии российской просто игнорировали СНГовию и сосредоточились на зубрежке фантасмагоричного административного устройства РСФСР-РФ. Продолжали жевать производственные комплексы Урала и Центра, от которых скоро рожки да ножки останутся, при почти полном игноре роли ТЭК. В географии зарубежной игнорили существование ЕС, расширение НАТО на Восток.
В биологии 90-х в целом всё было спокойно, креационисты это явление 00-х.
В литературе очень плавно убирали Чернышевского, советского Островского, Горького (не до конца). И то под нажимом родителей.
Вот и вся политика в школе 90-х.
Reply
Политика в школу пришла сейчас, по-моему
Reply
На истории вообще не знали, что рассказывать и либо пропускали кусками, либо гнали руду из советского прошлого.
Все, что вы перечислили -- не мало. С учетом того, то именно об этом рассказывал и какой был диссонанс.
Reply
А именно, в ряде хороших школ появились компьютерные классы (иногда даже на IBM PC, иногда и с локалкой), а в ряде хороших и удачливых к этому классу прилагался энтузиаст, иногда из ВУЗовских преподавателей.
И вот вокруг этих классов было сломано большое количество копий, кому, с какого класса и чем на этих компьютерах заниматься. Кто-то в итоге этих политических баталий с 7-8 класса имел четыре часа в неделю с адекватной программой (половина времени программирование C/Pascal, половина - DOS / Win 3.1., текстовые редакторы, СУБД, графические редакторы, основы работы по сети, печать, сохранение данных). Если препод был совсем толковый, он оставлял минут 20 на качественные игры (Civilization, Dune, Simcity, авто- и авиасимуляторы; не Doom или тетрис)) ).
А кто-то, в соседней школе, изучал Basic по бумажному учебнику и имел возможность "посмотреть на компьютер" (БК,Robotron или еще какой немощный динозавр) из-за плеча учителя 45 минут в неделю.
В итоге кто-то к 2000 году мог "на одном языке" общаться с молодежью из Кремниевой долины и легко вписался в прекрасный новый мир, а кто-то осилил году к 2005 "текстовый редактор Word", обильно потея на платных курсах.
Не знаю чем сейчас на информатике занимаются. Думаю что в среднем по больнице всё тот же Basic и вычерчивание блок-схем на бумажке.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment