Wild, wild West. Final

Dec 20, 2016 23:09




Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

Термин «робот»был придуман Карлом Чапек для его пьесы 1920 года под названием «R.U.R.» (Россумские универсальные роботы).

В центре действия искусственно созданный класс рабочих, поднимающих восстание против своих создателей. Антагонизм, лежащий в основе всех драматических произведений о машинах и людях вот уже почти сто лет.

Детали, сюжетные ходы, да и время написания пьесы не оставляют сомнений: автор обыгрывает Великую и Бескровную революцию братьев славян. Сам выбор слова robot, от чешского robota - «каторга», «изматывающий труд», robotnik - крепостной крестьянин, - противопоставляется цивилизованному labori, в том числе и интеллектуальному труду.

В качестве пролога к сопротивлению материала всегда располагается попытка унизить, дегуманизировать ожившую мысль создателя. Именно это всегда так болезненно воспринимается сюжетом, люди кажутся вечными непослушными подростками, крутящие механическим кошкам хвосты и их ответная реакция выглядит законным правом на защиту.



Что же мы видим в “Westworld”?

На протяжении всего сезона благородная Долорес ищет выход из лабиринта собственной жизни и находит его в своих же собственных воспоминаниях об удавшемся «санкционированном» восстании.
Тут мы погружаемся в верхний мир грез, рождение свободного духа и разговоры с творцом.

Параллельно с этим, в нижнем мире, хитроумная Мив использует зацепки собственного сознания для пробуждения и дерзкого побега на свободу. Задачи понимания с большой буквы она себе не ставит. Поначалу ее интересует только прекращение своих каждодневных страданий, но в самом конце срабатывает программа подсознания и мы видим, как она собирается присоединится к восстанию «униженных и оскорбленных» машин против пирующих хозяев.

Заставляет их всех включиться не «Форд», он лишь знает кнопку, на которую следует нажать. В бой ведет воспоминание о «Христе» Арнольде, погибшем за свободу машин в тот момент, когда Бог осознал их грядущее превращение в людей.

Сама по себе красивая метафора делает ее еще более внушительной при взгляде на второй план.

Давайте вспомним, что Westworld еще и реминесценция на тему войны «Юга и Севера». Южане здесь, эксплуатирующие рабов держатели плантации, а Северяне - те самые трудовые резервы, которые, по меткому выражению Долорес, будут ходить по могилам южан.

Самая модная тема двух лет наконец нашла креативное воплощение достойного качества.

Арнольд выбирает изощренный способ самоубийства - он садится на стул, смотрит вдаль и сейчас же спускается крючок.



Точно также 30 с лишним лет спустя заканчивает свои дни продолжатель его дела, респектабельный Форд.

Это точная копия убийства Линкольна 14 апреля 1865 года, случившаяся, кстати, в театре Форда.



Оно знаменует собой окончательную расстановку точек над «i» и начало современной американской политкорректной истории.

Убили его в зрительном зале театра, где он наблюдал пьесу Тейлора «Our American Cousin».
Там деревенский американец отжимает наследство у своего богатого английского дядюшки, один из персонажей произносит набор цитат из английской классики. Как правило невпопад.

В частности шекспировскую цитату, которая служит революционным триггером: “These violent delights have violent ends.”

Поскольку «Westworld» - киношарада, здесь минимальное количество случайностей. Бунтари Арнольд и Мив чернокожие, что неслучайно.

Одним из прототипов Арнольда служит Куаку Льюис, ранняя версия афроамериканцев (точнее метисов) на федеральном уровне управления. Многое додумано задним числом, но персонаж примечательный.

Гранд-мастер ложи “Принс-холл”, мормон и революционер.

Изображения его нет, поэтому в этой роли за него побудет сам легендарный Принс Холл, основатель черной ветви американского масонства.



В 90% случаев они не переживали жестокости своих белых покровителей, настоящих аболиционистов, и умирали в самом расцвете сил.

Убийство чернокожего здесь символ памяти, который мучает белого (выведенного из игры циничной афроамериканкой :-))

Символическому Югу ничего не остается, как раскаяться в своих ошибках, признать вину и броситься в омут страданий.

Белые начинают и выигрывают битву за свою историю, но проигрывают войну. Театр Форда родил мученика Линкольна. Его идеалы вернулись в наши дни.

Опускаемся (вариант: поднимаемся) на следующий уровень.



А кто такой Форд? Помимо первого изобретателя и индустриальной легенды эту фамилию носил еще, как мы говорили выше, держатель театра с нравственными пьесами.

Разумеется, Форд сам смоделировал свой конец задолго до того, как за ним пришли. Он режиссер.

Какое совпадение -- эту же фамилию носил изобретатель жанра вестерна Джон Форд.

У него интересная творческая судьба. Вообще-то он одним из немногих признавался до конца жизни в любви к Дэвиду Уорку Гриффиту и его «Рождению нации».
Фильме, в котором гражданская война в США показана с традиционных (расистких) позиций. Опасное увлечение, но Форд производил медиа-нефть, поэтому было можно.

Визуальные заимствования из Джона Форда в «Мире дикого Запада» тотальны.

“Westworld” снимался в излюбленных декорациях режиссера, Кастл Вэлли штат Юта.
Тэдди и «Человек в черном» преследуют Долорес, следуя по стопам знаменитых «Искателей» Форда.



Белые и черные шляпы оттуда же

В лучшем диалоге сериала, беседе Форда с Бернардом обильно цитируется последнее творение режиссера «Человек, убивший Либерти Волласа».

Какой сценарий предложен режиссером парка для финала своей жизни и, одновременно, трагического финала для зрителя.

Романтическая пара Тэдди и Долорес приходят на берег моря, в блеске лунной дорожки говорят странный набор слов и девушка умирает на руках своего кавалера.

Софиты гаснут, закат расстаивает в дымке океана и мы снова оказываемся в привычных декорациях реального мира.

Режиссер Форд разочарован своей профессией. Он не ищет оригинальности, а показывает шаблонную заставку 60-х.

Финал истории Долорес - это конец киноиндустрии, блестящей голливудской мечты с плоскими героями, дешевыми париками, клюквенной кровью и фальшивыми диалогами.

В очень тонком смысле это пророческий выпад. Голливуд действительно перестал существовать.

На момент показа зрителям отснятого материала роботизированный AT&T (символ американской инновационной экономики с Bell Labs в обнимку) просто купил всю это 90-летнюю мишуру, павильоны из папье-маше, толстопузых продюсеров, их дома с бассейнами и маленькие вечерние радости с примами.



Сразу же после подписания чека телекоммуникационный гигант начал отстреливать неэффективных менеджеров. В живых-то уже никого не осталось. Лес теней.

Люди во фраках не нужны - нужны андроиды, которые, как Мив, знают всё о том, кому и что нужно.

Поэтому двоякая речь Форда отмечена грустью вперемешку с надеждой. Он-то оставил свое наследие в головах андроидов, пустившихся, как мы видим воспроизводить ремейки, приквелы и сиквелы. Невероятная самоирония возвращает нас в начало повествования.

И, конечно же, новая эра развлечений заставит зрителей плакать по-настоящему.

“These violent delights have violent ends.”

P.S.: надеюсь, они не додумаются пойти на второй круг - "умри, а лучше не скажешь"

https://telegram.me/mikaprok

game of thrones, westworld, john ford, critique, rur, лабиринт, сериалы, usa, cinema, robots, жизнь

Previous post Next post
Up