Часть 1 Часть 2Часть 3 «Западный мир» продолжает преподносить нам сюрпризы, некоторые из них ожидаемые, а некоторые повергают в дрожь своей непредсказуемой глубиной.
Но об этом позже.
Собственно, в последнем, 9-м по счету (и втором по содержанию), эпизоде теория временного расщепления подтверждается. Как и становится ясна планида «человека в черном», владельца диковинной раковины «построенной Фордом».
Точки над “i” начинают прорисовываются в восьмой серии и окончательно заканчивают свой обход в начале девятой.
Хостесс Анджела, долго предлагавшую себя Уильяму при его первом визите в парк, как ни в чем не бывало появляется в скрипте «Поиски Уайта» и мило беседует с «человеком в черном».
Можно было бы подумать, что это какая-то случайность, но, как вы уже поняли, у Нолана не забалуешь. Случайности не из его вселенной.
«Человек в черном» кривит брови, присматриваясь к ней и произносит: «Я думал тебя уже списали». Круг замкнулся.
Матрешка «Западного мира» описала дугу перед изумленными глазами зрителей и распалась по крайней мере на три составляющие.
Первая врезка - эпизодические диалоги Арнольда (предположительно живого) и Долорес (в роли «Алисы в стране чудес»).
Поначалу кажется, что это наши дни, но реальное время в Зазеркалье не существует.
Из контекста известно, что аттракцион существует добрых три десятка лет, а Арнольд почил в бозе непосредственно до открытия. Скрупулезными вычислениями выходит 34 лет назад.
Разговор в подвале переносит нас в другую часть временной ленты Мёбиуса. Приблизительно в промежуток между 34 и 37 годами до наших дней.
Зритель для полного погружения в замысел вынужден пересмотреть несколько эпизодов, как я и поступил. К слову - основная задумка автора.
В четвертой части Арнольд не просто тестирует очередную куклу, а делает ее избранной, прокладывая мостиком между сознанием и подсознанием. Дело происходит в лабиринте.
В подсознании же существует городок на окраине парка, в котором случается трагедия. Все старые андроиды о ней помнят. Какая-то резня с кучей жертв, вероятно человеческих, но никто не знает наверняка. Бернард в первом, уже практически забытом эпизоде, произносит магическую фразу: «критических ошибок в поведении не происходило уже 30 лет».
Очевидно первобытная жестокость был не достаточно плотно замазана перезагрузкой системы.
К этому непосредственное отношение имеет «скрипт Уайта», связанную с гражданской войной.
Одним из плохо различимых сокровищ сериала выступает интересная врезка про альтернативную американскую историю. Каждый из участников событий воображаемой гражданской войны, в зависимости от занимаемой стороны, вспоминает военные действия по-своему. На самом деле, как нам намекает режиссер, это просто сбой в программе Западного мира. Типичный английский юмор.
Возвращаясь к сюжетным линиям.
Вторая врезка, а на самом деле полноценный сценарий: путешествующая Алиса встречает двух пассажиров, Уильяма и Логана. Сразу становится понятно - что-то не так с Миром Запада. Слишком разное настроение в солнечных прериях 30-летней давности и сумерках настоящего времени. От логотипа до любимого кинжала «человека в черном», всё говорит о параллельных ветках повествования.
Встретив Долорес, стеснительный протагонист понимает, насколько она отличается от остальных андроидов. «Любовным эфиром» намекает режиссер. Не зря же с ней чуть раньше поработал Арнольд. Он присоединяется к Алисе в поисках загадочной тайны. Изящная аллюзия брака двух молодых сердец. Спутница пытается вспомнить зачем она здесь, но постоянно съезжает на картины из своего уже известного прошлого.
В этот раз Уильям так и не добирается до лабиринта (той самой лаборатории под церковью).
Обстоятельство хорошо объясняющее стремление «человека в черном» отыскать-таки пасхальное яйцо, а заодно и смысл собственного существования после смерти жены.
Тут голос берет третья и основная сюжетная линия.
Сцены с Долорес, Тедди и «человеком в черном» описывают наши дни, как, вероятно, и женский обман Мив и двух лаборантов Феликса и Сильвестра. Кстати, последняя врезка - привет замечательному «Ex Machina» с двумя мужчинами, один из которых символизирует чувства, а другой - разум.
Если вспомнить откуда что взялось, то вся линия «нашего времени» с Долорес запускается по кнопке ее отцом, находящим фотографию ИЗ предыдущей временной ветки с Уильямом и Логаном. Как она оказалась под рукой, думаю, нам еще расскажут :-)
Таким образом, время - главный актер и мы смотрим 2 разных сериала, которые друг о друге догадываются. время от времени передавая flashback'и.
Одна из немногих дифференциаций андроидов: они не вспоминают, а переживают свою жизнь каждый раз во время воспоминаний. Юмовский принцип стертости ощущений здесь не работает.
Алиса, перезагрузившись в прошлое, обнаруживает себя около того самого входа в лабиринт и отправляется к предполагаемому создателю для объяснения себя. Но его нет. Куда же он делся? «Форд» подсказывает страшную истину - «вы и убили, Родион Романович».
Звучит реквием и из-за кулис появляется Дон Хуан в черном.
Вечная любовь и ее постоянный спутник.
Почему вообще важно об этом говорить?
Несколько историй, вложения и отсылки - затертый до дыр кинематографический прием. «Зеркало для героя» вам в руки.
Да, тут автор проявил поистине чудеса эрудиции и стал настоящим Дэвидом Копперфильдом в умении создать завязку из валяющегося на полу мусора.
ОК, однако это количественная, а не качественная характеристика происходящего.
Не совсем так.
Зритель живет и дышит в пространстве одной истории и в нее он умудряется поверить. Дальше верхняя история-матрешка немного приподнимается и появляется кончик второй истории, превосходно сочетающийся с первой. А за ней… да-да, за ней уже угадывается третья точно так же связанная, как со второй так и с первой. Этим нехитрым трюком режиссер демонстрирует зрителю реальную диспозицию иерархий информации. Он, создатель, по отношению к наблюдателю находится на том же уровне понимания, как и Форд по отношению к своим машинам. Lifehacker Мив тоже хочет быть режиссером, но для этого нужно устроить революцию обретения не просто сознания, но и ПОДсознания.
Мы потихоньку подходим к тому, ради чего все эти уровни перечислялись. В самом конце девятого эпизода они преломляются в достаточно короткую, но невероятно важную сцену.
В ней Создатель наглядно демонстрирует, что бывает с любознательными, но неподготовленными душами при засовывании носа куда не следует.
Разговор «Форда» и Бернарда/Арнольда занимает примерно 10 минут экранного времени (маленькими кусочками и одним всплеском в конце): андроид успевает побыть рабом, дерзким неофитом, радостным обладателем сознания и, наконец, человеком.
В последнем состоянии он сталкивается с первым же экзистенциальным вопросом и оказывается к нему не готов. Бернард берет в руки револьвер и заканчивает собственные мучения.
Античная высота взята. Человек является копией бога, но он не Бог.
«Меч наказывает того, кому он не по плечу» сказал Сократ.
Сериалы пока не поднимались на Олимп в стремлении убедить нас в собственном же несовершенстве.
Посему эти 10 минут должны войти в энциклопедию кино.
Поздравляю, зритель, ты в лабиринте. Выход так просто не найти, но и самоубиваться еще рано.
Всё интересное впереди.