Привет от государства будущего #4. 1648

May 22, 2015 12:53




В связи с темой "Исламского государства", небезынтересно вспомнить о том, а что такое в принципе государство. Можно стряхнуть пыль с томика Дидро или почитать Гельвеция и начать рассуждать про общественный договор. Если же не тратить время попусту и  пропустить все нематериальные компоненты, то в сухом остатке получится легко запоминающееся определение: государство это территория, на которой собираются налоги и которая за эти налоги охраняется, а, по возможности, и расширяется. 2 из 3 основных функций лежат на армии.

С учетом того, что и первая из перечисленных функций может исполняться (и часто исполняется) ими, можно говорить, что современное государство возникло в качестве бюрократической надстройки частных вооруженных сил.



Разумеется, социология базируется на биологии. Посему есть некоторое количество мелких исключений, лишь подтверждающих правило. Недавний экскурс в Лихтенштейн подтверждает - некоторые государства-паразиты приспособились громоздиться на соседский загривок и защищаться чужими когтями и бивнями. Щедро платя за это участием в пищевой цепочке.

Старый афоризм Макиавелли - в государстве сначала появляются талантливые полководцы, а уже затем талантливые философы, -- очень точно описывал ситуацию вокруг государств нового времени. Через пять столетий разница между «философами» и «полководцами» стала казаться пренебрежительно малой. Война теперь не продолжение политики по Клаузевицу, а ее органическая составляющая.

В 1989 году в одном из ведомственных журналов министерства обороны США была опубликована статья под метким заголовком "Изменение лица войны". У статьи три соавтора, т.е. по сути заказ, спущенный сверху и оформленный в виде методички. Именно в этой статье впервые появилось понятие четвертого поколения войн (4GW). Три предыдущих были: войнами нового времени, войнами технологическими, третье поколение пришлось на 20 век. Четвертое, стало быть, началось спустя семьдесят лет после окончания ПМВ.



Война четвертого поколения характеризуется отказом от классической армейской тактики (определенная линия фронта, открытое и юридически закрепленное объявление войны одной или несколькими сторонами, разрушение объектов военной инфраструктуры противника). Весь суповой набор войн «по Клаузевицу» начал исчезать из политической практики постепенно. К примеру, можно вспомнить, объявление Никсоном военной кампании во Вьетнаме с нарушением Конституции США. А чуть позднее такие же операции в Камбодже. Основное отличие 4GW от предыдущих поколений войн - размытие военных и гражданских целей. «Комбатанты» это теперь все прямо или косвенно, связанные с территорией размещения объектов социально-значимой инфраструктуры.

Государства отказываются воевать друг с другом открыто, так как при прозрачной информационной составляющей подводные лодки и ракетоносцы могут быть обезврежены пятью килограммами тротила. По крайней  мере с начала 80-х у США есть две военные доктрины: одна рассчитана на классические противостояния в контексте НАТО. О ней много пишут и говорят, рекламируя освоение новых бюджетов на авианосцы. Вторая -- на спецоперации, под которые затачиваются частные военные компании (бюджет которой уже в 2010 году превзошел таковой всей американской полиции и составил 90 млрд. долларов). Авианосцы при этом являются, в лучшем случае, инструментом сдерживания, а вот организации типа «Black Waters» могут похвастаться сотнями операций в год. О которых, к слову, ничего не слышно.



Два очевидных вывода из сказанного:
- 4GW внешними проявлениями неотличима от терроризма
- террористические группы наиболее удобный инструмент ведения таких кампаний

Нетрудно заметить, что хороший пример военных действий 4GW: события 70-летней давности в Европе - революции и дворцовые перевороты начала XX века. Тогда технология отрабатывалась в протоформе, можно предположить, что в 20-х годах XXI века других вооруженных сил не останется.

То, что мы сейчас наблюдаем на Украине, в Сирии и Афганистане является типичными войнами 4WG. Государства не будут объявлять друг другу войну, потому что в этом, вообще говоря, нет большого смысла. Само подобное объявление дезавуирует неготовность к новым типам войн. А это моментальный проигрыш. Чем более масштабна военная инфраструктура, тем проще вирусу ее разрушить, на первых порах дезинтегрировав отдельные части (ИГИЛ).



Были проанализированы все военные конфликты периода 1945 - 2011 и сделаны достаточно интересные выводы. Если разделить стороны конфликта на условные «сильный-слабый» по абсолютной огневой мощи, то получится, что 65% условных побед одержала слабая сторона.

Дело тут даже не в расходе средств, а в том, что аппарат управления и конфигурация армий периода 1801-1968 адаптированы исключительно к зеркальным действиям со стороны потенциального противника в рамках так называемой военной доктрины. Теперь никакой доктрины нет.



Интересно отметить, с какого года отсчитывают начало первого поколения войн. Это пресловутый Вестфальский мир или 1648 год. Все ранее произошедшее современная американская военная наука не рассматривает в качестве предмета научного рассмотрения.

terrorism, war, isil, 1648, politics, state

Previous post Next post
Up