Некоторой проблемой выражения "большое видится на расстоянии" является то, что малое тоже "видится на расстоянии". Все лучше видится на расстоянии, а если не видится, то это даже к лучшему. Расстояние вообще полезный инструмент. Вот взять хотя бы такое явление как искусство.
Как-то писал пару слов о
современном искусстве. Его эстетическое значение близко к абсолютному 0, однако оно экономически обслуживает несколько малопересеченных групп потребителей:
- "новые деньги" из недостаточно культурной среды, скупающие не столько сами товары, сколько признание остальных групп
- увеличивающийся штат искусствоведов и оценщиков, паразитирующих на современном арт-рынке
- welfare для так называемых творцов, во избежание перерождения новой богемы в криминал
- "старые деньги", курирующие все крупные аукционы, выставки и мессы
При этом все счастливы. Рейтинги популярных полотен Cristie's до боли напоминают рейтингование финансовых институтов Fitch или технологических продуктов Gartner -- вариант круговой поруки "клиент-агенство-организация", при которой сами организации создают среду вовлечения клиента через "маркетинг" агенства.
Увлечение современным искусством в Западной Европе стало элементом жизни предпенсионного среднего класса, в США и ЮВА -- своеобразным показателем достатка для молодых да ранних, а вот чем оно стало во втором мире?
На прошлой неделе прочитал
интервью Гельмана "Афише". Как хорошо известно, сей деятель поучаствовал в нескольких скандальных выставках, курировал пару коммерчески-неуспешных проектов/музеев после чего откуда ни возьмись приобрел федеральный масштаб и решил рассадку "доброго и вечного" поставить на широкую ногу. Был придуман хитроумный проект превращения Перми в культурную столицу Европы через показ рубленных икон, выставления красных фигур из папье-маше в публичных местах и сотрудничество с художниками Recycle и Желудь. Цель, что ни говори, амбициозная.
Раньше много говорили, что аналогом такого проекта служит окультуривание страны Басков и, в частности, установку там
музея Гуггенхайма, а также открытие Art District. Собственно PERMM должна была стать своеобразным ответом культурной Европе. При этом ни музей, ни квартал искусства, ни даже мишленовский ресторан не принесли самым известным сепаратистам Европы денег и славы. Туда лениво заезжают туристы из близлежащих центров настоящей культуры Испании и оставляют неоднозначные отзывы о полученном опыте. Всю инициативу периодически сотрясают скандалы, с учетом специфики тихой Европы, просто
чудовищные. Надо сказать, что в старых городах обычно есть что-то напоминающее арт-квартал подобно Монмартру, Сохо или Гринич-Вилладж. Никакого садизма там, как правило, нет -- все мило обставлено для пожилых азиатских туристов в "голубые фиалки". Почему-то с завидной регулярностью они служат объектом безумного подражания стран-малолеток с характерным для такого рода копирования передергиванием. РФ такое счастье совершенно ни к чему, есть большое количество современных русских художников, которые мечтают выставляться в спокойной обстановке. Есть наследие Серебряного Века русской культуры со всем спектром чувств от Малявина до Грабовского. Однако скандала как и в случае Бильбао избежать не удалось.
Теперь М.Гельман засобирался в Черногорию. Говорит вот что:
"В Перми была ситуация немного другая. Там ключевой проблемой было то, что люди уезжают, что Пермь удалена и неизвестна. Тут проблема в том, что Черногория - новая страна, которая должна наладить связь со всем миром, не отрываясь от Сербии и Белграда. То есть выстроить новую культурную биографию для страны. Но что касается масштаба влияния на жизнь страны, то да, это можно сравнить с пермским проектом."
Т.е. Пермь, вдруг выясняется, очень далеко. Марина Абрамович не доедет. Да и Черногория новая страна -- стерпит.
Кто же был инициатором "выстраивания новой культурной биографии" для страны наркотрафика из Албании?
"А идея культурного центра в Будве появилась не у меня, а у компании Dukley, которая в основном занимается развитием Будвы и которая поняла, что нужно активизировать культурную жизнь в городе. Будву в Черногории называют русским городом, здесь 15 тысяч местного населения и еще 30 тысяч русских, которые купили свои дома. Так что это русский город вполне. История Dukley в России всем известна. Когда-то Полонский анонсировал мегапроект для Черногории, собрал деньги, заложил поселок высокого качества."
А гроши?
"Деньги выделяет компания Dukley. С государством мы будем взаимодействовать на уровне стратегии. В общем же мы хотим создать не корпорацию, а ситуацию. Наша задача активизировать культурную жизнь. После того, как мы принимаем стратегию, каждый может развиваться по своей программе. Dukley будет заниматься центром и Будвой. При этом на уровне экспертиз мы будем помогать всем черногорским институциям. И, конечно, думаем о культурном туризме. Создавать новые достопримечательности."
Тут мы подходим к ответу кто на самом деле владеет ключами от современного искусства в РФ и его целевой аудитории.
Dukley Gardens
Проект Dukley Gardens (ранее Astra) был действительно атрибутирован Полонскому, однако инвесторами были братья Алякины, держатели, помимо прочих активов, банков "Пушкино" и "Кедр". Как только стало ясно, что Сергей Юрьевич отправляется в "трип", Алексей Алякин приобрел переименованную в "Potok" компанию "Mirax". После очередного скандала вокруг незавершенного строительства гостиничного комплекса Astra в Будве перепродал данный проект пестрой группе из <Игоря Чаплыгина, Игоря Пелюхно и Наума Эмильфарба. Двое из этой тройки, судя по всему, являются прикрытием "российских" корней проекта, а вот г-н Эмильфарб интересный персонаж.
Официально проект переименован в Dukley Gardens и компанией, вопреки заявлению Гельмана, не является. Это бренд. Компании там две -- девелопер Monterro и инвестор Stratex. В обеих компаниях ключевой человек, помимо обслуживающего персонала, Наум Эмильфарб. ОК, сами дали денег, сами и строим.
У Monterro в свою очередь есть подрядчик -- одна из крупнейших американских компаний, работающих на Ближнем Востоке -- Tuvor CCE. Недавно с официальным визитом в Dukley Garden приезжал один из stackholders Tuvor -- американский сенатор "небожитель" Ричард Люгер. Проводил плановую проверку.
У Stratex, которую почему-то называют российской компанией, есть лондонская "мама" и кабульский "племянник" под названием Stratex Hospitality Services (SHS). SHS занимается инвестициями в гражданское и военное строительство в Афганистане. Ее родительская компания -- "братик" Stratex, -- была расположена в начале 2000-х в Узбекистане и имела отношение к семейству Рамиля Мулльянова. Потом она закрылась и возникла в штате Делавер :-), откуда по сей день и оперирует. При этом обозначая свою штаб-квартиру как Кабул. Это компания стала центром
громкого скандала в США в 2003-2004 гг., связанным с именем Джона Доукинза.
Сам Наум, или как его называют на английский манер Нил, Эмильфарб является гражданином США и UK, являясь еще в 2005 гражданином Узбекистана.
Вот такие вот прогрессивные российские ценители искусства. Вроде бы как все инвестиции со стороны Эмильфарба ограничились 3 млн. евро. А остальные 42 млн. из заявленных? ...
В настоящий момент квартиры в Dukley Gardens активно скупаются азербайджанцами и прочих советских "новых денег". Именно они являются целевой аудиторией Гельмана и именно им будут показывать "в центре Европы, новой стране" чудеса обливания Айвазовского из балончика.
Решение правильное, в добрый путь!