Этика и эстетика

Mar 16, 2013 14:30



Удивительная вещь -- в мире так много красивых идей, которые от начала до конца ложны и так много неэлегантных концепций, к которым никто так и прислушался.Люди постоянно путают вкус и логику, переживание и структуру, форму и содержание и т.д. Ну да что уж там -- у взрослого человека на все должен быть ответ. Если его нет, то он воспринимается как легкомысленный. Несмотря на то, что по большинству научных, исторических, политических и даже спортивных событий у людей не вовлеченных в процесс не может быть своего мнения.

Вспоминается скандал в связи с выходом книги Лэнса Армстронга "It is not about bike", в которой он буквально с первых страниц пишет о допинге, биохимии, гормонах и тому подобных "запрещенных" темах. В то время "чистота" была и остается канвой любого спортивного мероприятия, речь за кулисами зрелищной части идет о гонке фармацевтических компаний, которые на портсменах опробируют новую химию для армии и медицины экстракласса. При таком взгляде у зрителя сбивается фокус. Он видит уже не наших и чужих, не флаг и не гимн, а всесоюзную выставку достижений народного хозяйства с геномодифицированными свиньями и коровами.



Любой исторческий симулякр держится на таких вот куриных ножках ложного эстетического восприятия. При том, что этически события могут быть отвратительны, а канва девственна с точки зрения проникновения логики. Классический пример из недавнего прошлого -- Холокост. Возникновение самой легенды затерно в веках. Можно вспомнить дело Дрейфуса, о котором написаны тома про- и контра- семитской литературы. Известно, что уже в ПМВ союзники через шпионские сети распространяли информацию о травле соломоновых сынов газом. Брест-литовкое соглашение в силу его крайней изощронности не предоставило повода для черного пиара. Да средства массовой информации были куда более элитарны. После ВМВ материалы социально-политическая конъюнктура потребовала "полного и окончательного" решения немецкого вопроса. Соответственно в период с 1947 по 1960 гг. был "открыт" и структурирован веь корпус священных знаний о Холокосте. Параллельно вырос гриб поменьше -- ревизионизм, пользуясь исключительно документальной базой подрывавший теорию геноцида.  С 1991 года ревизионистких публикаций стало так много, что с ними пришлось бороться с гоударственной помощью. В настоящий момент более 200 немцев сидят в тюрьме по обвинению в отрицании Холокоста. Это табуированная тема, на которую в Европе запрещено говорить в принципе. Адвокатов, пытающихся использовать логику и цифры в своих рассуждениях сажают на скамью подсудимых вместе со своими подзащитными. Я очень рекомендую всем, кто не хочет путать этику с эстетикой ознакомиться в качестве житейского любопытства с аргументами обеих сторон и с крайне увлекательными диалогами в суде. Они доступны в сети и каждый может сделать вывод по своему усмотрению.



Сейчас что-то похожее на западные показательные процессы над ревизионистами проходит и в РФ. Законодательство меняется в сторону закрепления известных исторических концепций (т.к. победа в ВОВ и космос были и остаются краеугольными камнями советско-российского державия), архивные фонды закрываются, а на клетки с полемистами накидывают тряпки. В таких условиях ценность логических рассуждений, сбор фактов и их публикация становятся десятикратно более важным делом. Т.е. появляется шанс повернуть информационную ситуацию нужным образом в фарватере общенациональных интересов.

armstrong, holocaust, wwii, history, germany, russia, politics, speer

Previous post Next post
Up