Неожидал найти этот материал у Сергея (молодой историк из МАхачкалы), хотя он часто вступал в споры, когда речь шла о трудах Дегоева и др. его саратников в деле осквернения и искажения истинной, достоверной истории. ...
Оригинал взят у
m_serg1 в
Этнопсихологический анализ лидеров исламского фундаментализма на Северном Кавказе (На примере личностей имамов Гази-Магомеда и Гамзат-бека)
Процессы, идущие на Северном Кавказе, породили интерес у специалистов и широкой общественности к событиям Кавказской войны XIX в., прежде всего ввиду их внешней схожести с современностью. Тема Кавказской войны вновь находится на острие идеологической борьбы и является важным инструментом современной геополитики.
События прошлого и современность находятся в диалектическом единстве: изучение прошлого помогает понять суть современных событий, современные события помогают понять прошлое. Идеологической составляющей современного северокавказского сепаратизма являются идеи исламского фундаментализма, проникшие в регион в виде религиозного течения, так называемого ваххабизма. Идеологией Кавказской войны также являлись фундаменталистские идеи "кавказского мюридизма", который, по сути, являлся революционным движением, поднявшим на вершину власти людей, которые в обычных условиях не могли претендовать на лидерство не только на общегосударственном уровне, но и в своих этнополитических образованиях.
Политическая система Дагестана XIX в. имела устоявшиеся формы. В феодальных образованиях власть была наследственной. В "вольных" обществах существовал выборный принцип управления, но в администрацию избирались представители знатных и "сильных" тухумов.
Частичный слом традиционной политической системы Дагестана способствовал выдвижению лидеров мюридистского движения, личностные качества которых наиболее полно отвечали требованиям данной этокультурной среды. Наиболее яркими примерами являются два первых имама - Гази-Магомед и Гамзат-бек. Оба лидера обладали психологическими качествами, позволившими им достичь вершин политической власти. Анализ личностей Гази-Магомеда и Гамзат-бека позволяет выявить характерные черты горца-лидера: храбрость, честолюбие, стремление к превосходству и соперничеству, агрессивность и мстительность, воля и интеллект. Оба имама в полной мере отвечали социокультурным стандартам Дагестана XIX в., при этом они не могли претендовать на власть в традиционной политической системе в силу своего происхождения.
Гази-Магомед был простым узденем из "несильного" тухума аула Гимры общества Койсубулу. Гамзат-бек - выходец из хунзахского ханства аула Гоцатль, второго после Хунзаха по силе и богатству, сын могущественного Искандер-бека, но при этом он был чанка (сын бека и узденки(, что ограничивало его права. На этом сходство Гази-Магомеда и Гамзат-бека заканчиваются и начинаются различия.
Для Гази-Магомеда основой мировоззрения являлись исламские фундаменталистские ценности, он был искренен в своей вере, его пылкая натура не знала сомнений, и служение идеи являлось смыслом жизни. Эта особенность Гази-Магомеда позволяла современникам, не разделявшим его взглядов, характеризовать имама как фанатика. Героическая гибель Гази-Магомеда лишь подтверждает силу и целостность его убеждений.
Для Гамзат-бека идеи мюридизма служили лишь средством достижения личных целей - захват власти и разрешение его подростковых грез. Религиозность Гамзат-бека была обычной религиозностью горца XIX в. Будучи имамом, Гамзат-бек, по сути, оставался светским человеком, типичным горским героем-джигитом. Гибель его - пример бесстрашия, пренебрежение к опасности - поведение, характерное для воина-джигита.
Сравнительный анализ личностей Гази-Магомеда и Гамзат-бека позволяет сделать вывод о неоднородности участников фундаменталистских движений, условно их можно разделить на две категории: а) искренне убежденных, б) честолюбцев, для которых идеология лишь средство достижения целей. Это необходимо учитывать при анализе современного сепаратизма на Северном Кавказе. "Тот, кто знает вчера и сегодня, будет знать и завтра" (африканская пословица).
С. О. Чипашвили
Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2004 - 2005 гг. Тезисы докладов. - СПб., 2005.