<Тема сексуальных отношение на Руси долгое время являлась малоизученной областью и возможно, но не бесспорно, на такое отношение к изучению вопроса повлияла церковь, которая считала интимные отношения грехом, а секс нужен был только для зачатия потомства. Так был ли секс на Руси?
О достаточно вольной сексуальной жизни славян существует ряд упоминаний. Арабский автор ал-Бекри пишет: «А когда мужчина женится и найдет свою жену девственною, он ей говорит: если бы было у тебя что-нибудь хорошее, то мужчины полюбили бы тебя, и ты избрала бы себе кого-нибудь, который бы тебя лишил невинности - и прогоняет ее и отрекается от нее.»
Автор «Повести временных лет» так же отмечает распутство славян: «и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.» Принято считать, что данное сообщение, написанное монахом, идет в контексте противопоставления темного язычества и нравственного христианства, показывая тем самым в каком «сраме» жили племена до принятия веры.
В том же контексте противопоставления показан и Владимир Святой: «И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растлевая девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было семьсот жен и триста наложниц.» После принятия крещения князь прозрел и «после этого жил Владимир в христианском законе»
Правда, слава о «невоздержанности» Владимира перешагнула даже границы его земель. Титмар из Мерезебурга в своей «Хроники» пишет: «Вышеназванный король имел повязку на чреслах, чтобы помочь врожденной грешной слабости. Но учитель нашего спасения Христос, когда приказывал, чтобы наши переполненные вредящей невоздержанностью чресла были перевязаны, поучал воздержанию, а не возбуждению»
С принятием христианства ситуация на Руси мало чем изменилась. В Пространной редакции устава Ярослава встречается ряд интересных моментов, регулирующих «деликатные» стороны жизни. «Аще кто умчить дѣвку или понасилить, аще боярьская дщи будеть, за соромъ еи 5 Гривенъ золота, а митрополиту 5 гривенъ золота. Аще будеть мѣнших бояръ, еи гривна золота, а митрополиту гривна золота. Аже добрыихъ людеи будеть, двѣ гривнѣ серебра за соромъ, а митрополиту рубль, а на умычницѣх по 60 митрополиту, а князь ихъ казнить.»
Наказания осуществлялись видимо в три этапа: денежная компенсация пострадавшему, плата священнику за разбор дела и духовное, епитимья, которая могла принимать различные формы от длительного отлучения от причастия до множества поклонов перед иконой. Под словами «а князь ихъ казнить» скорее всего понималось передача дела на княжий суд. Стоит отметить, что штрафы по тем временам были очень приличными, так гривна золота приравнивалась к слитку весом в 160 гр.
В отличие от византийских законов, русские правовые нормы были достаточно мягки. Приведем ряд примеров.
«Аще кто съблудить съ черницею, митрополиту 40 гривенъ, а въ опитимию вложить.
Аще кто съ животиною блуд створить, митрополиту 12 гривенъ, а въ опитимью и въ казнь по закону.
Аще свекръ съ снохою съблудить, митрополиту 40 гривенъ, а опитимию приимуть по закону
Аще кто съ двѣма сестрама въ блудъ впадеть, митрополиту 30 гривенъ.
Аще дѣверь съ падчерицею блудить, митрополиту 12 гривенъ.
Аще девѣрь съ ятровию въпадеть въ блуд, митрополиту 12 гривен.
Аще кто съ мачехою въпадеть въ блуд, митрополиту 12 гривен.
Аще два брата будуть съ единою женою, митрополиту 30 гривен, а жена поняти в домъ церковныи.
Аще отець съ дщерию падется, митрополиту 40 гривенъ, а опитимию приимуть по закону.»
Интересна и следующая статья из Устава Ярослава: «Аще кто пошибаеть боярьскую дщерь или боярьскую жену, за соромъ еи 5 гривенъ золота, а митрополиту такожде; а меншихъ бояръ гривна золота, а митрополиту гривна золота; а нарочитыхъ людии два рубля, а митрополиту два рубля; а простои чяди 12 гривнѣ кунъ, а митропо. литу 12 гривнѣ кунъ, а князь казнит»
По мнению Н.С.Борисова, на Руси, как, впрочем, и везде, было много «охочих» людей до чужого добра и таким образом, путем похищения дочерей боярских с целью женитьбы на них, они пытались решить свои финансовые вопросы. Однако, если кандидатура жениха-похитителя не устраивала родителей девушки и саму девушку, наказание было очень жестким, причем наказывались и «нарочитые люди», то есть соучастники. Так что современные Галкины, Гогены и Проши Шаляпины не были первопроходцами в этом деле, да и на применение таких радикальных средств как похищение сегодняшние «фрики» не способны.
Что же касается отношения церкви к сексуальной жизни на Руси, то вполне уместно выглядит мнение В.В.Долгова, который пишет: «Таким образом, представления о нормах сексуальной жизни в XI-XIII вв. представлены двумя противоречащими друг другу традициями: христианской, трактующей секс как грех по преимуществу, и местной славянской, допускающей известную половую свободу. Необходимость сосуществования в рамках одного общества приводила к практике взаимных уступок, конкреp>