Оригинал взят у
moskalkov_opera в
Загоскин: Акунин из прошлого!Начнём эту неделю с традиционного для моего ЖЖ исторического путешествия. Героя подобрал необычного и сейчас малоизвестного - писателя, поэта, драматурга, солдата и чиновника Михаила Ивановича Загоскина. Если подбирать современные параллели - то он был чем-то схожим с
Борисом Акунином (можете ему так и передать!) и Толстым.
Чем так интересен этот человек? Кроме литературных талантов, о которых положительно отзывался сам Белинский, Загоскин сочетал в себе недюжинные карьерные способности. Он принадлежал к тем удивительным и редким чиновникам, которые хорошо понимают, чем именно они заведуют.
Михаил Иванович родился в 1789 году. Судя по всему детство у него было не особенно запоминающееся. Если бы не отец, который наполнял дом книгами и не грамота, не видать нам выдающегося прозаика и драматурга. Тут стоит сказать, что первые литературные опыты Загоскин осуществил ещё в 11 лет. Рукописи я эти сам не видел, конечно, но говорят ошибок было многовато.
Худо-бедно научившись читать, писать и считать, Загоскин едет в Петербург и начинает работать в казначействе. Там он жил бедно вместе с воспитателем. После смены пары должностей в 1812 году начинается война. В 23 года Загоскин записывается в ополчение и даже становится адъютантом генерал-лейтенанта Ф.Ф. Левиза.
Позже он возвращается в родное поместье (рядом с Пензой) и занимается там писательством. Правда сперва он выпустил не военный роман, а коротенькую комедию - «Проказник». Эта самая пьеса и стала его путёвкой в мир литературы. Он отослал произведение драматургу Шаховскому. Тот заинтересовался и даже помог поставить её в Петербурге. Потом вышла следующая пьеса Загодского под названием «Комедия против комедии, или Урок волокитам». Это бы настоящий успех. Автор не только прославился, но и стал театральным чиновником, помогающим составлять репертуары театров.
Но в Питере долго сидеть ему не пришлось. Вскоре он переезжает в Москву, где берётся за крупную форму. Его первым большим историческим романом стало произведение «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Его хвалили критики и полюбили читатели. Более этого, роман был настолько успешен, что его даже перевели на 6 языков и продавали в Европе. Успех было сродни Акунинскому успеху. Даже обученные грамоте крестьяне читали Загоскина!
А вот что о характере самого автора пишет Аксаков:
«Много есть на свете добрых людей, но трудно найти человека, в характере которого соединялось бы столько простоты душевной, доброты сердечной и ясной, неистощимой веселости, происходившей от спокойной, безупречной чистоты сокровенных помышлений и от полного преобладания доброты над всеми другими качествами, как это было в покойном М. Н. Загоскине. Живой, откровенный и вспыльчивый от природы, он мог сказать в горячем, приятельском споре что-нибудь оскорбительное другому, но едва вылетало огорчительное слово, как уже раскаяние овладевало Загоскиным, и, чтоб загладить свою вину, он готов был сделать все для этого человека. Эта веселость, не оставлявшая его вовсе до последнего дня жизни, была в высшей степени сообщительна и увлекательна, как все происходящее искренно из глубины души».
Примерно в то же время Загоскин стал управляющим конторой Императорских Московских театров. Т.е. он стал заведовать всеми театрами Москвы и стал действительным статским советником. Прям как Фандорин. Позже он продолжил писать толстые исторические романы, чем заслужил приём в Академию наук (хотя до сих пор в своих рукописях допускал орфографические ошибки). Его пьесы также пользовались большой популярностью у московской публики.
В 1831 году именно Загоскин первым возвысил в отечественной литературе тему войны 1812 года. Его роман «Рославлев, или Русские в 1812 году» был самым популярным изданием по этой теме до появления «Войны и мира» Толстого.
В 1833 году он написал роман «Аскольдова могила», повествующий о царствовании Владимира Первого. Хотя публика книгу восприняла достаточно прохладно, коллеги художники очень заинтересовались материалом. На его основе А. Н. Верстовский сочинил музыку, а Загоскин соорудил либретто. Так родилась удивительная опера «Аскольдова могила». Изначально постановка была принята чрезвычайно хорошо и имела большой успех в 1835 году на сцене Большого Театра. Это было уникальное произведение, в котором уживался традиционный романтизм, реалистические образы и волшебная мелодичная музыка. О том, насколько популярной оказалась опера можно судить лишь по тому факту, что после премьеры сократились сборы «Вольного стрелка» Вебера. Настоящий оперный блокбастер был.
К сожалению, уже по независящим от Загоскина причинам, дальнейшая судьба постановки была не самой удачной. Её начали переделывать, резать, модернизировать, упрощать, хотя и ставили на сценах американских, французских, а позже и советских театров (уже в неузнаваемом виде). Чтобы восстановить историческую справедливость, мы предпринимаем попытку воссоздать изначальную авторскую
редакцию «Аскольдовой могилы» совместно с Малым Театром. Премьера состоится в апреле 2012 года.
«Аскольдова могила» стала переломной в судьбе Загоскина-литератора. Он отказался от написания крупных исторических романов и вместо этого продолжил сочинять пьесы и повести. А уже на последнем десятке его повысили до звания директора Московской оружейной палаты.
Сегодня почитать Загоскина можно прямо в Интернете. Например -
http://az.lib.ru/z/zagoskin_m_n/. Там, кроме всего прочего есть ещё и несколько произведений, посвящённых самому автору. А вот
http://www.zagoskin.net.ru/ - сайт писателя с небольшим набором стандартных разделов.