«Он продолжает преподавать, потому что это дает ему средства к существованию; и еще потому, что преподавание учит его смирению, открывая ему глаза на то, кто он в этом мире. Ирония происходящего не ускользает от него: тот, кто приходит учить, получает горчайший из уроков, а те, кто пришел учиться, не научаются ничему. Об этой особенности своей профессии он с Сорайей не говорит. Он сомневается, отыщется ли в ее профессии ирония под стать». (Кутзее, «Бесчестье»)
Лучшей цитаты о преподавании я пока не знаю. Обращаясь на "ты" к себе, подтверждаю, что описанный опыт и мнение субъективны и надеюсь, что есть другой опыт и другие мнения.
1. Научиться можно, научить - нет.
Ты не сможешь стать волей ученика, его чувством контроля, его страстью, даже если ты будешь самим воплощением воли, контроля и страсти. Какое-то время он может пользоваться и гореть твоей любовью, на него могут действовать твои воля и убежденность, но рано или поздно это закончится, если он не успеет взрастить все это в себе сам. А когда все в нем появится, ты ему больше будешь не нужен.
2. Твоя профессия - любить и отпускать.
Ты можешь годами взращивать человека, и он в любой момент может уйти, не сказав ни «спасибо», ни «до свиданья»; может «уйти себя» руками учителя, повесить на тебя свою вину за то, что ему все надоело. Да все, что угодно, может быть. Если ты толстокожий или святой, тебе повезло. Если ты четко видишь перед собой не учеников, а абонементы, и умеешь относиться к танцам как к бизнесу, тебе повезло вдвойне. Если в твоей сфере относительно преподавания действуют четкие законы, придуманные не тобой, а системой, ты также избавлен от необходимости решать эту дилемму «любить-отпускать». (Пример системы - школьное и вузовское образование: каждый год учитель выпускает новый класс, учителю в голову не придет мучиться из-за того, что ученик закончил школу и бросил школьного учителя ради поступления в вуз). Но если ты обычный, не слишком стрессоустойчивый смертный, и работаешь не только как преподаватель, но и как руководитель творческого коллектива, для которого ты выращиваешь кадры, то дилемма «любить-отпускать» тебя не минует.
С одной стороны, ты не добьешься никаких результатов от своих учеников, если не будешь любить их. Поэтому рецепт «не принимай никого близко к сердцу, сохраняй дистанцию» отметаем сразу. Ни научить, ни создать что-либо стоящее без большой любви и к предмету, и к ученикам невозможно. С другой стороны, всем будет плохо, если ты не научишься отпускать и учеников, и любые, даже самые дорогие результаты своей работы. Твоя профессия, прежде всего, учит тебя смирению: ты всего лишь проводник, «чудесный помощник» из сказки: золотая рыбка, фея, серый волк. Появился, отдал, подсказал, довез, и сразу уплыл/растворился/убежал. Больше тебя в сказке не будет, а вот Иван-дурак и Василиса Прекрасная останутся.
3. Правда и ложь.
Ты будешь знать о своих учениках больше, чем тебе хотелось бы; больше, чем хотелось бы им; а иногда больше, чем они сами знают о себе. Нет, не всегда потому что они будут тебе раскрывать свои души. Но потому что в поисках причины ошибочного движения ты сливаешься с ними настолько, что по их повороту головы, по каждому их жесту и взгляду ты понимаешь их мысли и чувства. Ты помнишь, как несколько лет назад, когда твой ученик еще не мог координировать одновременно руки и ноги, у него появился вот этот жест, и вот этот, и тот… Он забудет, а ты - запомнишь. Все, что касается становления их танца, ты запоминаешь навсегда. Причины некоторых движений и взглядов, которые ты видишь, не всегда приятны. Потому-то, что это грустно или больно, и заденет их, ты не сможешь сказать им очень многое. А если вдруг решишься сказать, на тебя могут обидеться или возненавидеть. Кто-то не поверит, кто-то не примет, кто-то захочет скрыть или соврать.
Часто ты позволяешь им думать, что они смогли обмануть тебя. Ты подыгрываешь, киваешь головой: «Да, да, конечно», но понимаешь, что все не так: малейшее движение выдает твоего ученика с головой. Движение, которое противоречит произносимым словам.
Ты меньше будешь доверять словам и больше - движениям: там, где человек меньше себя контролирует, он меньше врет. Жесты врут меньше, чем слова. По жестам и взглядам, не по словам, ты заранее узнаешь, задолго до сказанных слов, как будут развиваться ваши отношения с учеником, ты просто ждешь ключевых моментов и развязок.
Еще твой помощник в различении правды и лжи - конечный результат. Суди не по словам, а по конечному результату. Конечный результат - это то, что люди получили в итоге. Именно это является их подлинными желаниями, а не то, что они говорили тебе и себе. Существует множество странных желаний, в которых люди сами себе никогда не признаются. Но ты должен видеть и понимать эти желания, если хочешь глубоко разобраться во всем.
4. Тебе придется сильно повзрослеть.
Неважно, что твои ученики могут быть на 10-20-30 лет старше тебя, тебе придется стать взрослее самых взрослых. Потому что за все ошибки в изучении предмета, которые будут делать твои ученики, теперь несешь ответственность ты. Само собой, за их танцевальный уровень несешь ответственность ты. За многочисленные иллюзии, которым подвержены ученики в отношении себя, тебя и фламенко, и которые приводят их к усталости и разочарованию, ответственность несешь ты. За их неверие в себя несешь ответственность ты. За их «звездную болезнь» и отступничество несешь ответственность ты. Вовремя не объяснил, не предупредил, не предусмотрел, что-то упустил. Все просто: кто старше, тот и виноват. А во фламенко пока что старше всех твоих учеников - ты.
5. Твои решения и поступки.
Они будут рассматриваться через лупу. Если информации у учеников недостаточно, тебе будут приписывать мотивации, которые понятны и близки им самим, но не являются твоими. Вот ты принимаешь какое-то решение. Один человек скажет, что ты так решил, потому что заботишься об учениках: он сам имеет большой дар любви. А второй самолюбив, поэтому скажет о том же самом решении, что ты используешь людей ради своих целей и амбиций. Третий увидит в твоем поступке желание обидеть, четвертый - жажду наживы, пятый - высокий профессионализм. Каждый нарисует с тебя то, что сам представляет из себя или то, чем болеет. Поэтому придется максимально доходчиво объяснять все свои решения, чтобы не было разночтений и вопросов; либо наоборот - научиться не обращать внимания на приписываемые тебе разнообразные мотивации, вводить решения силовыми методами и никогда не оправдываться. Однако чревато и то, и другое. В общем, научись не падать в обморок каждый раз, когда услышишь о себе очередную фантазию.
6. Зарождение слухов, сплетен и наветов.*
Если ученик уходит, он должен оправдать себя, защитить свой выбор, удостовериться, что он все сделал правильно. Поэтому каждый, кто отпадает, будет говорить против учителя. То, что человек отбросил, обязано стать ошибочным. Это естественно. Для того чтобы защитить своё эго, ему придётся осудить своего учителя. Человеку нужно много раз повторить акт осуждения; найти себе аудиторию, чтобы вызвать сочувствие, получить понимание и поддержку, повторять слова осуждения другим и в разных формах: в виде слухов, сплетен, в виде прямого обвинения, в виде жалоб. Поэтому вырабатывай иммунитет к слухам и к сплетням о себе. Помни: осуждение, слух и сплетня - это либо ученическая самозащита и попытка совладать с появившимся чувством вины; либо зависть обыкновенная; либо обида, взращенная на иллюзии. Первое можно простить; второе - это либо более запущенная форма первого, либо одна из причин первого; а в третьем наполовину виноват ты сам.
7. Распространение слухов, сплетен и наветов.*
Представь, что твой коллектив - это деревня. Твои знания и ресурсы - колодец, из которого пьет вся деревня. Они годами пили оттуда, поэтому на 90% состоят именно из этой воды. Осуждение, слухи и сплетни - плевки в колодец, а часто и отрава. Среди односельчан всегда найдутся те, кто по неразумию будут поддерживать негатив плюющих и поддакивать: «Классно плюешь, давай еще! Я тебе тоже помогу», и при этом будут продолжать пить из колодца. Пить отравленную, грязную воду и отрицать 90% себя - это их выбор. Ты не можешь этого изменить. Все, что ты можешь сделать, - это объяснить, что одновременно плевать в колодец и пить оттуда нельзя. Четко разделить: либо люди берегут воду, либо уезжают из деревни. Настоящие жители деревни, в которых нужно вкладываться и на которых можно опереться, - те, кто вместе с тобой бережно заботятся о сохранности деревни и о чистоте воды в колодце; те, кто дает отпор плюющим.
8. Безупречность.
Твое несовершенство теперь будет слишком дорого тебе обходиться. Вес каждой своей ошибки умножай на то количество учеников, которое у тебя есть. Это и будет реальный совокупный вес твоей ошибки. Это в офис можно прийти с плохим настроением. Бумага, которую ты подписываешь, компьютер, за которым ты работаешь, стерпят твои опущенные вниз уголки рта. Но в танцзале ты всегда обязан выдавать эмоции, обязан быть чутким, обязан внушать любовь к предмету. Ты не имеешь права снижать тот уровень энергии, который от тебя привыкли получать ученики. Неважно, развелся ты вчера, или болел, или не отдыхал 5 лет подряд. Это никого не интересует. Зато если под влиянием хронической усталости или по любой другой причине ты не сможешь сегодня зажигать, если ты уменьшишь поставки энергии, эмоций и внимания к людям, это заметят все и сразу. Отклик будет мгновенным. И если ты вовремя не справишься со своими проблемами, люди начнут от тебя уходить. Гори, искрись, люби, будь позитивен и уверен в себе, и рядом с тобой всегда будет много учеников. Устал искриться и любить, в принципе устал - лучше сразу уйти из профессии.
9. Бойся, когда тобой восхищаются.
«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Вместо слова «барский» я поставлю «ученический». Нет ничего опаснее возведения тебя на высоко задранный пьедестал. Это приятно, когда тебя очень-очень любят и ценят. Но чем выше твой бюстик поднимают, тем мельче осколки, когда его сбрасывают вниз. Чем больше была к тебе любовь, тем будет крупнее обида на тебя. Чем были больше твои вложения в человека, тем сильнее он будет колотить твой бюстик. Оборотная сторона преданности - предательство. Не хочешь стать жертвой предательства, не заводи преданных людей, приобрети иммунитет к восхищению.
Ученики часто приписывают энергетику предмета, проводником которой является учитель, самому учителю как личности. Отсвет прекрасного искусства отражается на лице любимого учителя, но в любой момент может лечь на него тенью.
Вовремя проведи границу: вот это - искусство фламенко - великое, необъятное, сияющее вдали, опаляющее ваши прекрасные счастливые лица. Пьедестал - для него. А вот это я, обычный человек, иногда добрый, иногда злой, иногда делающий все правильно и красиво, а иногда совершающий ошибки, как и все смертные. Я только помогаю вам связаться с этим сиянием чистого фламенко. Сам я, бывает, тоже сияю, но не всегда. Мне достаточно будет, если вы будете любить фламенко, демонстрировать удовольствие от занятий и вовремя оплачивать абонементы. Если кто-то еще скажет «спасибо», вообще здорово. Но бюстик мой ваять не надо. Я всего лишь проводник: сколько знаю, отдам; если чего-то не отдаю, значит еще не знаю, но продолжаю учиться. Все просто.
10. Будь чуток к переходу границ.
Как поймать тот момент, когда паломничество к памятникам превращается в их снос, а восхищение переходит в предательство? Первая граница - когда в тебе начинают сомневаться. Как писал Литвак М.Е., «если я сомневаюсь в человеке, то, следовательно, вижу или предполагаю у него наличие таких черт, которые меня не устраивают. И какая разница, есть ли они на самом деле или нет, я-то веду с ним себя так, как будто они в нем есть, это постоянный источник ненужных тревог и волнений. Не лучше ли сразу отказаться от общения? Я своим слушателям всегда говорю примерно следующее: «Если вы сомневаетесь, ходить ко мне на лекции или не ходить, то не ходите. Если в другом месте вам будет хорошо, буду рад за вас. Но если там вам будет плохо, то ваша душа будет со мной. А потом душа приведет и тело. Но если уже общение началось, то доверять надо безраздельно и без сомнений».
Вторая граница: когда у человека в первый раз появляется вопрос: «Чем я хуже?» и он начинает противопоставлять себя тебе. Очень грубо говоря: «Если я не хуже него, но не я стою над ним, а он - надо мной, то нужно свергнуть его, чтобы доказать, что я лучше него».
11. Держи баланс
Ошо: «Как я уже говорил, как только вы проходите всё больше и больше вперёд, я становлюсь строже. И как только вас бросает в огонь, вы очиститесь, и тогда вы очищаетесь, и сверкаете, как чистое золото. Когда горшечник изготавливает горшок, он очень внимательно лепит его из глины. Он постукивает по нему со всех сторон, снаружи, а изнутри поддерживает его рукой. Но эго видит только удары, оно не видит поддерживающую руку внутри. Если у вас нет эго, вы видите руку, которая поддерживает вас изнутри. И его это не волнует. Такой человек понимает, что рука изнутри поддерживает, а рука снаружи ударяет. Так изготавливается горшок. И когда горшок изготовлен, горшечник очень осторожно ставит необожженный горшок в огонь. Если горшок начнёт шуметь и говорить: «Зачем ты это делаешь? Ты так заботился обо мне раньше, чтобы я не сломался, а теперь суешь меня в огонь!» Если необожженные горшки, а к ним относятся такие люди, как Виджайананда, попадут в такое положение, они могут просто вскочить и побежать. Они говорят, что уходят. Но горшки не могут убежать, и поэтому с ними всё намного проще. Я работаю с живыми горшками, вот почему они иногда убегают». Всегда ищи баланс между ударами и поддержкой. Если ты нарушишь его, ученик либо сбегает, либо становится паразитом, который будет больше брать и требовать от тебя, но все меньше работать сам; либо теряет веру в себя и ломается. Не теряй баланса. И да пребудут с нами чувство меры и здравый смысл!
*P.S.
Как появляется ложная информация.
У одной старушки не было зубов. Денег нет, все время голодная, к еде относилась очень бережно, ничего не выбрасывала. Попалась ей горошина, она ее полдня жевала-сосала-гоняла во рту, выплюнуть жалко: и это какая-никакая еда. А люди посмотрели, что она все время жует, и сказали: «Вот ведь, жрет и жрет весь день, а говорят, у пенсионеров денег на еду не хватает». Яркий пример субъективной интерпретации события, когда плюс меняется на минус, или наоборот.
Как работает чужой негатив.
Любимый человек ваш что-то не сделал. Но вы не в обиде: знаете, что у него проблемы, объективно не хватило времени; в общем, спокойно к этому отнеслись. И вот звонит ваша мама или подруга, неважно; узнала, что он чего-то не сделал, и говорит: «Вот видишь: обещал и не сделал. Нет, не мужик. А помнишь, вот тогда-то и тогда-то тоже так было… Если бы он тебя действительно любил, нашел бы способ сделать…». Еще 5 минут разговора в таком духе, и после него вы вдруг смотрите на своего любимого другими глазами. Вам кажется, что произошла какая-то непоправимая трагедия из-за того, что он не выполнил обещанного. «А, вон оно что, это не потому что у него возникла непредвиденная проблема, это потому что он недостаточно меня ценит!!!»
Вы обрушиваете на него весь свой гнев, попутно вдруг замечаете, что эта сволочь еще и всю жизнь чавкает во время еды, и носки разбрасывает, и вообще вы не сошлись характерами, и вам надо расстаться.
Приблизительно так работают осуждения и обсуждения в негативном ключе, любая критика, сплетни, шушуканья за кулисами, скептические улыбки. Пара чужих разъедающих слов, сказанных из личных соображений, НЕ ВАШИХ соображений, и смотрите вы на своего любимого не своими глазами, а глазами сплетника. А разъедающие слова могут быть сказаны из каких угодно мотиваций (обида, ревность, личная месть за что-то, конкуренция, зависть и т.д.). Еще у сплетника может быть элементарный недостаток информации, чтобы вообще выносить какое-то суждение о ситуации. Но если вы допустили грязь в свои уши и приняли решение вариться в чужих мотивациях и словах, вы даже не заметите, как станете пешками в этой игре и начнете сомневаться в людях, которым раньше доверяли безоговорочно. Далее - разрушение отношений и пункт 10.