Фламенко и продолжающие: «кризис среднего возраста» учеников. Часть 3.

Dec 10, 2015 21:30

Предыдущие части: часть 1 - http://mika-holedoh.livejournal.com/77065.html часть 2 - http://mika-holedoh.livejournal.com/77336.html
Ошибочная оценка целей и средств.
Необходим трезвый, реалистичный взгляд на себя, роль учителя и на фламенко. В искусстве фламенко можно добиться всего и даже больше. Можно научиться дробить чище и быстрее Росио ( Read more... )

фламенко

Leave a comment

amor_ December 11 2015, 02:12:50 UTC
Подведу небольшой итог:
Ты очень хорошо разложила по пунктам постановку целей. Так вот ИМХО: не знаю, как с этим бороться, но надо существенно сокращать амбиции в рядах любителей. Люди должны научиться понимать, что уровень владения танцем, как серьезным искусством, зависит в первую очередь от того, что ты представляешь из себя сам. Стать профессионалом в танце, будучи уже сформировавшимся взрослым человеком - это задача, доступная лишь единицам.
У меня, считай, нет описанных тобой проблем. Я со всеми веду себя очень мягко, но при этом не обслуживаю чужие амбиции, не часто выгуливаю по фестивалям, не готовлю ни на какие уровни. Вот что успеваем, что физически можем - то и делаем. Что интересно, рядом со мной есть ряд очень верных учеников, которые за мной где только не таскались. Я никого из них не держала, но вот не ушли. Точно могу сказать, что как только ты сам перестаешь за них держаться и бояться их потерять, так становится жить легче. Но к этому надо прийти. Это психологически не так просто.
Последние годы у меня был лишь один серьезный барьер: я боялась остаться без учеников и соответственно без денег. Сейчас я и этот барьер потихоньку начинаю преодолевать. Правда, пока не знаю, к чему приду. Мечта - избавиться от восприятия преподавания как основного источника дохода. Но это опять же не твой вариант. У тебя есть интерес, есть ученическая аудитория и площадка для развития. У меня же два фактора: я не хочу столько преподавать - это раз, у нас сейчас этим слишком сложно заработать - это два.

Ну, и с интересом буду читать дальше.:)

Reply

mika_holedoh December 12 2015, 10:51:33 UTC
По поводу "не держаться за учеников". 4-5 лет назад была настоящая ломка, воспринимала каждое расставание, буквально как расставание с любимым мужчиной. Т.е. произошел такой переход от "семейных" отношений к отношениям "учитель/ученик" + коммерческие отношения, сейчас какая-то неведомая мне гибридная форма вызревает, пока не могу обозначить словами. Твоя правда: умение держать дистанцию, отпускать, даже некоторый цинизм приходят с опытом, действительно проще стало. Наверное, это сродни проф. адаптации врачей (все время думала, как они с людьми работают, что, вот каждому пациенту эмпатируют? это ж свихнуться можно). Теперь понимаю. Ученики, кстати, тоже тяжело такую адаптацию переживают, думают, что я их разлюбила, стала равнодушной, буквально была проблема ревности. Вообще, менять правила по ходу игры очень накладно: когда новые ученики приходят и с самого начала играют по новым правилам, уже не возникает таких проблем, все решается легче.

Reply

amor_ December 12 2015, 20:24:52 UTC
Да, этот переход, наверняка бьет по каким-то старым связям. У меня самой он происходил, наверное, не так болезненно для учеников, потому что дети более подвержены переменам, чем взрослые. То есть поколение первых учеников, с которыми мы были на ты и за ручку, попросту поползло в новую жизнь: то есть по сути их подростковые кризисы и смены интересов меня и научили отпускать. Как только они стали отваливаться пачками, у меня окончательно прошли все эти спазмы материнского и прочего инстинкта. Со взрослыми же я не привыкала к запанибратству уже автоматом, потому что дети научили меня всему. Ну, и взрослые в моей жизни в основном появились как некий второй пункт: то есть взрослых любителей я сразу рассматривала как нечто автономное, а уж студенты-актеры для меня и вовсе были профи, которые по определению должны делать свою карьеру и за тебя не держаться. И это не мешало заводить среди всех этих людей просто друзей и единомышленников по проектам.

Reply


Leave a comment

Up